Вопрос: Работнику организации по его письменному заявлению была выдана на руки трудовая книжка для представления ее в ПФР. Трудовая книжка была выдана более двух месяцев назад, но работник до сих пор не вернул ее работодателю. Предусмотрен ли законодательно предельный срок, на который может быть выдана на руки трудовая книжка? Предусмотрена ли законодательно ответственность работника, если он не возвращает трудовую книжку без объяснения причин?
Ответ: Законодательно не установлены ни предельный срок для возврата трудовой книжки работодателю, ни ответственность работника в случае невозврата без объяснения причин трудовой книжки в случае выдачи ее ему на руки для представления в ПФР.
Обоснование: Согласно редакции ст. 62 Трудового кодекса РФ, действующей с 01.01.2015, по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения).
Рекомендуем работодателю получить у работника расписку с датой получения трудовой книжки на руки. Такая расписка и письменное заявление работника подтвердят правомерность отсутствия у работодателя трудовой книжки работника.
Согласно ч. 4 ст. 62 ТК РФ работник, получивший трудовую книжку для целей обязательного социального страхования, должен вернуть ее работодателю не позднее трех рабочих дней со дня, когда ему ее вернет орган обязательного социального страхования.
Предельного срока, в который трудовая книжка может отсутствовать у работодателя в связи с выдачей ее по письменному заявлению работнику для представления в орган обязательного социального страхования, законодательно не установлено.
Если работник злоупотребил фактом выдачи ему трудовой книжки на руки в соответствии со ст. 62 ТК РФ, то на законодательном уровне ответственность работника в такой ситуации не установлена.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" вместе с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (далее - Правила) и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69, регламентированы форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок внесения записей в книжку.
В силу п. 45 Правил ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя.
За нарушение правил хранения трудовых книжек могут быть наложены административные штрафы (ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях):
- на организацию - от 30 000 до 50 000 руб.;
- на должностных лиц, ответственных за хранение трудовых книжек, - от 1000 до 5000 руб.
Исходя из вопроса административная ответственность к работодателю не может быть применена, так как обязанность выдать на руки трудовую книжку по письменному заявлению работника в целях его обязательного социального страхования (обеспечения) установлена ТК РФ.
И хотя трудовая книжка была правомерно выдана работодателем на руки работнику, считаем, что в данной ситуации, если работник так и не вернет трудовую книжку работодателю или не сможет объяснить причины ее невозврата, возможно, работодателю придется оформить дубликат трудовой книжки работника (п. п. 31 - 32 Правил).
Е.В.Дмитриенко
ООО "КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ"
Региональный информационный центр
05.06.2015