Вопрос: Работник организации, направленный в командировку, предъявил для оплаты железнодорожный билет, в котором стоимость питания и обеспечения печатной продукцией выделена отдельной строкой. Могут ли данные затраты быть учтены в составе командировочных расходов при исчислении налога на прибыль?
Ответ: Принимая во внимание тот факт, что письма Минфина России содержат противоречивую позицию по одному и тому же вопросу, в случаях предъявления железнодорожного билета командированным работником, где стоимость питания выделена отдельной строкой, организация должна самостоятельно принять решение по включению стоимости такого питания в расходы, формирующие налоговую базу по налогу на прибыль.
Обоснование: Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, наем жилого помещения, а также суточные или полевое довольствие.
При проезде в вагонах повышенной комфортности пассажирам оказывают дополнительные сервисные услуги (предоставляют питание, обеспечивают печатной продукцией и т.д.) (согласно п. п. 2, 4 Приложения N 2 к Распоряжению ОАО "РЖД" от 20.03.2008 N 537р "О классификации пассажирских вагонов повышенной комфортности и требованиях к предоставлению пассажирам платного сервисного обслуживания в вагонах повышенной комфортности" вагоны повышенной комфортности в зависимости от типа и комплекса предоставляемых пассажирам услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда, подразделяются на следующие классы обслуживания: "люкс", "бизнес", "экономический" и "базовый").
Стоимость дополнительных услуг организации-перевозчики включают в стоимость железнодорожных билетов, то есть эти услуги формируют стоимость проезда (п. 3 Порядка предоставления пассажирам комплекса услуг, стоимость которых включается в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.07.2007 N 89, а также п. 33 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111).
Согласно ст. 168 Трудового кодекса РФ под суточными понимаются дополнительные расходы, которые связаны с проживанием командированного работника вне места его постоянного жительства.
В абз. 3 п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, определено, что суточные выплачиваются командированному работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и праздничные дни, а также дни нахождения в пути (включая время вынужденной остановки).
На основании вышеизложенного Минфин России в Письме от 20.05.2015 N 03-03-06/2/28976 сделал вывод, что если в билете стоимость питания выделена отдельной строкой, то эти затраты для целей налогообложения прибыли не учитываются.
Что касается платного сервисного обслуживания, включенного в стоимость проезда в вагоне повышенной комфортности, такие затраты могут быть учтены при налогообложении прибыли.
Однако ранее в Письме Минфина России от 24.07.2008 N 03-03-06/2/93, а также в Письме ФНС России от 05.12.2014 N ГД-4-3/25188 "О расходах в виде стоимости дополнительных сервисных услуг, оказываемых перевозчиками" вместе с Письмом Минфина России от 30.10.2014 N 03-03-10/55079 специалисты финансового ведомства утверждали, что перевозчики для проезда в вагонах повышенной комфортности в стоимость железнодорожных билетов включают стоимость дополнительных сервисных услуг (набор питания, предметы первой необходимости и гигиены, включая постельные принадлежности, печатная продукция и услуги по обеспечению личной безопасности).
Поскольку стоимость дополнительных сервисных услуг формирует стоимость услуги по проезду по железной дороге, для целей налогообложения прибыли стоимость железнодорожного билета может быть учтена полностью (включая стоимость дополнительных сервисных услуг).
Принимая во внимание тот факт, что Письма Минфина России содержат противоречивую позицию по одному и тому же вопросу, в случаях предъявления железнодорожного билета командированным работником, где стоимость питания выделена отдельной строкой, организация должна самостоятельно принять решение по включению стоимости такого питания в расходы, формирующие налоговую базу по налогу на прибыль.
Вместе с тем, учитывая позицию Минфина России по вопросу включения стоимости питания, выделенной в железнодорожном билете командированного работника, организациям необходимо быть готовыми к спорам с проверяющими.
Л.Б.Чернышева
ООО "ИК Ю-Софт"
Региональный информационный центр
13.08.2015