Вопрос: Организация - сельскохозяйственный производитель, уплачивающая ЕСХН, при подписании договоров с покупателями безвозмездно вручает им сувениры. Правомерно ли учесть расходы на их приобретение при расчете ЕСХН?
Ответ: Если на сувенирах отсутствует логотип организации или товарный знак, то, по нашему мнению, расходы в виде стоимости сувениров, вручаемых покупателям, организация - сельскохозяйственный производитель при расчете ЕСХН учесть не может.
Обоснование: Налогоплательщики, находящиеся на уплате ЕСХН, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ, после их фактической оплаты при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. п. 3, 5 ст. 346.5 НК РФ).
Перечень расходов, предусмотренный п. 2 ст. 346.5 НК РФ, является закрытым (полным). Расходы на приобретение сувениров непосредственно не связаны с производственной деятельностью, поэтому их нельзя отнести к материальным затратам, которые учитываются в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Не признаются они и расходами на рекламу, которые принимаются на основании пп. 20 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Ведь реклама - это информация, адресованная неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
В рассматриваемом случае сувениры предназначены для конкретных покупателей и поэтому расходы на их приобретение нельзя признать рекламными.
Однако если на сувениры нанесен логотип организации или товарный знак, то расходы можно считать рекламными.
Так, ФАС России в Письме от 23.01.2006 N АК/582 (направлено Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@) отмечала, что нанесение логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию (авторучки, футболки, пакеты, календари и прочее) осуществляется в рекламных целях независимо от дальнейшего распространения данной продукции работникам, партнерам данной организации или третьим лицам, в том числе на безвозмездной основе.
Других каких-либо расходов, на основании которых можно было бы признать подобные затраты, в п. 2 ст. 346.5 НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, если на сувенирах отсутствует логотип организации или товарный знак, то, по нашему мнению, расходы в виде стоимости сувениров, вручаемых покупателям, организация - сельскохозяйственный производитель при расчете ЕСХН учесть не может.
И.Н.Шульга
Группа компаний
"Аналитический Центр"
26.05.2016