Вопрос: После смены генерального директора общества выяснилось, что ряд документов не передан - договоры, рабочая документация и прочее. Можно ли истребовать эти документы у бывшего директора ООО и какова в этом случае процедура?
Ответ: Не переданные после смены генерального директора ООО бывшим генеральным директором договоры, рабочая документация и прочее могут быть истребованы у последнего через арбитражный суд. Перед обращением в арбитражный суд ООО целесообразно направить в адрес бывшего генерального директора (или вручить ему под роспись) письменный запрос с требованием о передаче необходимой документации.
Обоснование: В силу п. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.
Согласно п. 3 ст. 40 Закона N 14-ФЗ единоличный исполнительный орган общества:
1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
В п. 1 ст. 50 Закона N 14-ФЗ предусмотрен перечень документов, которые обязано хранить общество.
Общество хранит документы, предусмотренные п. 1 ст. 50 Закона N 14-ФЗ, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества (п. 2 ст. 50 Закона N 14-ФЗ).
На основании ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно (ч. 4 ст. 29 Федерального закона N 402-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном АПК РФ.
Полагаем, что непередача бывшим генеральным директором новому документации общества нарушает права общества, а следовательно, общество вправе обратиться за защитой своих нарушенных прав в арбитражный суд с иском об истребовании документов общества.
Споры по искам об истребовании документов общества относятся к категории корпоративных споров и подлежат рассмотрению в арбитражном суде (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2014 по делу N А41-30682/14).
На основании изложенного не переданные после смены генерального директора ООО бывшим генеральным директором договоры, рабочая документация и прочее могут быть истребованы у последнего в судебном порядке. Перед обращением в арбитражный суд целесообразно направить в адрес бывшего генерального директора (или вручить ему под роспись) письменный запрос с требованием о передаче необходимой документации.
Кроме того, просим иметь в виду, что ч. 1 ст. 325 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, штампов или печатей, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности.
Административная ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 13.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
М.Ю.Мордасов
ООО "СевИнтелИнвест"
08.06.2016