Вопрос: В результате аттестации работница коммерческой организации (ПАО) признана не соответствующей занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации. В связи с отсутствием иных вакансий работодатель подготовил приказ об увольнении. В день увольнения работница принесла справку, из которой следовало, что она была беременна на момент аттестации, но беременность к настоящему дню окончена (прервана). Правомерно ли увольнение работницы?
Ответ: В рассматриваемой ситуации работница не могла быть подвергнута аттестации ввиду беременности, а результаты неправомерно проведенной аттестации не подлежат применению. Неизвестность для обеих сторон трудовых отношений факта беременности работницы на момент проведения аттестации не влияет на данный факт. Поскольку результаты аттестации из-за установленного факта беременности работницы на момент ее проведения не могут быть использованы, следовательно, будет отсутствовать основание для ее увольнения (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), даже если беременность к моменту увольнения была прервана.
Обоснование: Согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
Увольнение по рассматриваемому основанию в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 81 ТК РФ допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ). Поскольку работодатель является коммерческой организацией (ПАО), никакими ведомственными актами порядок аттестации для него не установлен. Работодатель при соблюдении требований к содержанию и утверждению локального акта о порядке проведения аттестации работников предприятия разрабатывает указанный документ самостоятельно. При этом он обязан учитывать при составлении требования двух старых, но продолжающих действовать нормативных актов:
- Постановления Совмина СССР от 26.07.1973 N 531 "О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи";
- Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и ГКНТ СССР от 05.10.1973 N 267/470 (в части, не противоречащей ТК РФ) (далее - Положение).
Согласно Положению в очередную аттестацию не включаются: лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года; молодые специалисты в период срока обязательной работы по назначению после окончания учебных заведений; беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до одного года. Кроме того, руководящие работники предприятий и организаций, назначение и освобождение от должности которых производится вышестоящими органами, аттестации не подлежат.
Соответственно, локальным актом работодателя - коммерческой организации (ПАО) должно было быть предусмотрено, что беременные женщины аттестации не подлежат.
Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. Таким образом, если локальный акт работодателя не содержал запрета на аттестацию беременной работницы, подлежали бы применению нормы трудового законодательства, в частности запрет, установленный Положением.
В рассматриваемой ситуации работница не могла быть подвергнута аттестации, а результаты неправомерно проведенной аттестации не подлежат применению. Неизвестность для обеих сторон трудовых отношений факта беременности работницы на момент проведения аттестации не влияет на данный факт. Поскольку результаты аттестации из-за установленного факта беременности работницы на момент ее проведения не могут быть использованы, следовательно, будет отсутствовать основание для ее увольнения (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации).
Несмотря на окончание беременности работницы ко дню планируемого работодателем увольнения и прекращения действия гарантии, установленной ч. 1 ст. 261 ТК РФ на расторжение трудового договора по инициативе работодателя, уволить ее по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ нельзя.
Неправомерность использования результатов аттестации в отношении работников, которые не подлежат аттестации, подтверждена и судебной практикой (см. Апелляционные определения Московского городского суда от 18.05.2015 по делу N 33-14525/15 <1>, суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 по делу N 33-173/14, 2-25/14 <2>).
--------------------------------
<1> http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1260425;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=F3B77AA9978544536370F87AE9D83D9F;rnd=0.8440683784428984
<2> http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1045845;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=F3B77AA9978544536370F87AE9D83D9F;rnd=0.8393354120198637
Н.В.Пластинина
Заместитель начальника
Службы юридического
сопровождения филиала
АО "РОСТ БАНК"
04.11.2015