Вопрос: Организация 05.08.2016 произвела работникам выплату заработной платы за июль 2016 г., а также выплату пособий по временной нетрудоспособности и отпускных сумм лицам, уходящим в отпуск, удержав при этом исчисленный НДФЛ. Перечисление в бюджет удержанного налога произведено организацией единовременно 08.08.2016, а в едином платежном поручении в поле 107 указано: "МС.08.2016". Правомерны ли действия организации?
Ответ: По нашему мнению, не противоречит законодательству тот факт, что организация при перечислении в августе 2016 г. в бюджет с различных доходов удержанного НДФЛ, имеющего разные предельные сроки уплаты, заполнила одно платежное поручение, указав в реквизите 107 значение "МС.08.2016".
Обоснование: По общему правилу перечисление в бюджет исчисленного и удержанного НДФЛ с доходов в виде оплаты труда должно быть произведено не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты (п. 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ).
Поручение на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, установленными Приложением N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н (далее - Правила) по согласованию с Банком России (п. 7 ст. 45 НК РФ).
В Письме ФНС России от 12.07.2016 N ЗН-4-1/12498@ отмечено, что налогоплательщиком должно быть обеспечено формирование отдельных расчетных документов с разными показателями налогового периода в случае, если законодательством о налогах и сборах предусматривается более одного срока уплаты налогового платежа и установлены конкретные даты уплаты налога (сбора) для каждого срока.
Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации удержанный НДФЛ с заработной платы должен быть перечислен в бюджет не позднее 08.08.2016, а налог с отпускных выплат и пособия по временной нетрудоспособности - не позднее 31.08.2016, налоговому агенту необходимо заполнить два платежных поручения на перечисление соответствующих сумм в бюджетную систему РФ.
Однако следует иметь в виду, что согласно п. 8 Правил в реквизите 107 распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода. Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.
Также определено, что периодичность уплаты может быть, в частности, месячной. При этом первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах, и указываются как "МС" - месячные платежи. В 4-м и 5-м знаках показателя налогового периода для месячных платежей проставляется номер месяца текущего отчетного года. Номер месяца может принимать значения от 01 до 12. В 7 - 10-м знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога.
При уплате налогового платежа один раз в год 4-й и 5-й знаки показателя налогового периода заполняются нулями ("0"). Если законодательством о налогах и сборах по годовому платежу предусматривается более одного срока уплаты налогового платежа и установлены конкретные даты уплаты налога (сбора) для каждого срока, то в показателе налогового периода указываются эти даты.
Анализ вышеназванных нормативных предписаний позволяет прийти к выводу, что Правилами применительно к особенностям уплаты исчисленного и удержанного НДФЛ в отношении доходов, имеющих согласно ст. 223 НК РФ разные даты их фактического получения, четко не урегулирован порядок заполнения в платежном поручении на перечисление налога в бюджет реквизита 107: какой-либо "годовой платеж" по НДФЛ нормами гл. 23 НК РФ не предусмотрен; в конкретном календарном месяце налоговый агент может перечислять в бюджетную систему РФ с различных видов удержанный НДФЛ, имеющий разные предельные сроки уплаты его в бюджет, соответственно, все суммы удержанного налога можно квалифицировать как месячный платеж. При этом следует обратить внимание на то, что в Правилах не установлено нормы, предписывающей при заполнении реквизита 107 указывать месяц, за который производится перечисление налога (соответствующее правило действует только в отношении налогового периода - календарного года, указываемого в 7 - 10-м знаках реквизита 107), то есть возможно указание и месяца, в котором произведено перечисление.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, не противоречит законодательству то, что организация при перечислении в августе 2016 г. в бюджет НДФЛ, удержанного с различных доходов, имеющего разные предельные сроки уплаты, заполнила одно платежное поручение, указав в реквизите 107 значение "МС.08.2016".
Следует также обратить внимание на то, что некорректное заполнение налоговым агентом реквизита 107 платежного поручения не влечет за собой неперечисление налога в бюджет (п. п. 3, 4, 8 ст. 45 НК РФ).
А.В.Телегус
К. э. н.
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования
"Приволжский институт повышения квалификации
Федеральной налоговой службы"
15.09.2016