Вопрос: Работодатель начал процедуру сокращения штата работников организации, сообщив об этом в органы службы занятости. Впоследствии необходимость в сокращении отпала. Обязан ли работодатель сообщить об отмене сокращения в органы службы занятости? Если сообщить об этом нужно, то в какие сроки и по какой форме? Предусмотрена ли ответственность для работодателя, если он не сообщит об отмене сокращения в органы службы занятости?
Ответ: Действующие нормативно-правовые акты не предусматривают обязанности работодателя, начавшего процедуру сокращения штата работников организации, но впоследствии принявшего решение об отмене сокращения, сообщать в органы службы занятости об отмене сокращения. Ответственность за несообщение соответствующих сведений не предусмотрена.
Обоснование: Трудовой кодекс РФ допускает возможность увольнения работников по инициативе работодателя в случае необходимости сокращения численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
В этом случае о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).
При этом процедура сокращения предусматривает в том числе уведомление службы занятости. В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Между тем работодатель вправе принять решение об отмене сокращения, если исчезли причины, по которым оно было запланировано.
Действующие нормативно-правовые акты не предусматривают обязанность работодателя сообщать об отмене сокращения в органы службы занятости, равно как и не устанавливают ответственность за несообщение таких сведений.
Если же организация принимает решение о сообщении соответствующей информации в органы службы занятости, то в сообщении необходимо указать, что на основании приказа (указать дату и реквизиты документа об отмене приказа о сокращении) сокращение численности или штата работников (указать информацию о сокращаемых должностях и работниках) производиться не будет. Форму следует подписать у руководителя организации.
Е.А.Чершинцева
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
21.09.2016