Вопрос: Водители автотранспортной организации периодически ездят в командировки в другие регионы на несколько дней. Можно ли обязать водителей использовать алкотестер каждые несколько часов в целях проверки на состояние алкогольного опьянения в рабочее время?
Ответ: Использование работодателем анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе (алкотестеров) для контроля за состоянием работников-водителей вне процедур медицинского осмотра и медицинского освидетельствования возможно.
Легитимность использования анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе должна быть обеспечена надлежащим регулированием возможности, периодичности, условий, перечня применяющих их лиц (в том числе работников-водителей самостоятельно), способов сохранения (фиксации) результатов измерений, а также условий и порядка их интерпретации правилами внутреннего трудового распорядка, правилами по охране труда, инструкциями по охране труда по профессиям работников-водителей, иными локальными нормативными актами работодателя, коллективным договором либо трудовым договором с конкретным работником-водителем.
Применение анализаторов возможно только в рабочее время. При этом применяемые анализаторы паров этанола в выдыхаемом воздухе должны пройти процедуру признания средствами измерений Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, то есть применению подлежат только те анализаторы, информация о которых размещена в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.
Таким образом, по нашему мнению, работодатель может обязать водителей использовать алкотестер каждые несколько часов в целях проверки на состояние алкогольного опьянения в рабочее время при соответствующем документальном оформлении.
Обоснование: Следует отметить, что ни четкого законодательного регулирования, ни сформировавшейся судебной практики, ни устоявшейся практики надзорных органов по данному вопросу в настоящее время не существует.
Анализируя общие нормативные основы применения работодателем определенных методов воздействия на работников в целях соблюдения ими трудовой дисциплины, необходимо отметить следующее.
Абзацами 5 и 7 ч. 1 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодателю предоставлены права требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, а также принимать локальные нормативные акты.
Среди трудовых обязанностей работника абз. 4 ч. 2 ст. 21 ТК РФ предусмотрена обязанность соблюдать трудовую дисциплину, под которой ч. 1 ст. 189 ТК РФ понимает обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Пунктом 2.1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) запрещена эксплуатация транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Аналогичный запрет для водителей предусмотрен абз. 2 п. 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД).
Таким образом, требование о недопустимости нахождения в состоянии алкогольного опьянения для лица, управляющего транспортным средством, если это входит в содержание его трудовой функции (далее - работник-водитель), является требованием трудовой дисциплины.
Работодатель вправе любыми законными способами обеспечивать соблюдение трудовой дисциплины работником, в том числе требования о недопустимости нахождения на рабочем месте в состоянии опьянения.
Императивно для работников-водителей в силу ч. 3 ст. 213 ТК РФ, п. 3 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения установлена обязанность прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. При этом в соответствии с п. п. 4, 5 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н (далее - Порядок предрейсовых и послерейсовых медосмотров), одной из целей таких медосмотров является выявление алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Одним из этапов как предрейсового, так и послерейсового медицинского осмотров является количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе (пп. 2 п. 10 Порядка предрейсовых и послерейсовых медосмотров).
Таким образом, в силу требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работники-водители обязаны проходить исследование количества алкоголя в выдыхаемом воздухе перед началом рейса и по его окончании.
Кроме того, исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя в целях установления факта опьянения может производиться в соответствии с пп. "б" п. 4 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (далее - Порядок медицинского освидетельствования). Однако для целей трудовых отношений такие медицинские освидетельствования могут проводиться только в случаях появления работника на работе с признаками опьянения (пп. 5 п. 5 Порядка медицинского освидетельствования).
При этом в силу п. п. 10, 11 ст. 2, п. 4 ч. 2 ст. 46, п. 1 ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, а также медицинских освидетельствований является видом медицинской деятельности и может осуществляться только медицинскими организациями либо лицами, имеющими право на осуществление медицинской деятельности.
Исходя из указанных требований работодатель относительно ограничен в контроле за соблюдением работником требований п. 2.1 ст. 19 Закона о безопасности дорожного движения и п. 2.7 ПДД временем от начала до окончания рейса, а для направления на медицинское освидетельствование должны иметься веские основания в соответствии с критериями, установленными п. 6 Порядка медицинского освидетельствования.
Вместе с тем в п. 6.8 "Алкоголь и безопасность дорожного движения" Методического пособия по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте, утвержденного Минтрансом России (далее - Методическое пособие), отмечено, что длительность нахождения алкоголя в организме человека обусловлена в основном количеством выпитого алкоголя и может быть определена с учетом скорости окисления 7 - 10 г алкоголя в час. Так, в Приложении 8 к разд. 6 Методического пособия указано, что время обнаружения 250 мл водки 40% в выдыхаемом воздухе составляет 8 - 9 часов.
С учетом того что продолжительность рабочего времени работника-водителя может составлять до 10 и 12 часов (п. п. 9 - 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (далее - Положение о рабочем времени водителей)), а также в случаях направления работников-водителей в длительный рейс (продолжительностью свыше одного рабочего дня) установленного трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы трудового права, обязательного объема медицинских осмотров и освидетельствований на предмет наличия алкогольного опьянения может оказаться недостаточно. Особенности трудового процесса могут потребовать применения более эффективных и оперативных инструментов контроля за состоянием работников-водителей, в том числе и более частого.
Одним из наиболее действенных способов контроля за состоянием работников является использование анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе (так называемых алкотестеров). Как было сказано выше, в соответствии с пп. 2 п. 10 Порядка предрейсовых и послерейсовых медосмотров, пп. "б" п. 4 Порядка медицинского освидетельствования количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе является одним из этапов медицинского осмотра (освидетельствования).
Однако, с учетом того что измерение количества алкоголя в выдыхаемом воздухе при помощи алкотестера является прямым измерением (п. 19 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"), данный метод самостоятельно (вне рамок медицинского осмотра или освидетельствования) может быть применен и лицами, не относящимися к категории медицинских работников. Иными словами, работодатель вправе без привлечения медицинских работников организовать проверку работников-водителей на предмет наличия алкогольного опьянения и собственными средствами измерения - анализаторами паров этанола в выдыхаемом воздухе. Результаты таких измерений могут быть положены в обоснование дисциплинарных взысканий при положительных пробах с учетом требований п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
Использование такого метода дополнительного контроля, по нашему мнению, не может быть расценено как чрезмерное требование к работнику, ущемляющее свободу его частной жизни (в нарушение ст. ст. 23, 24 Конституции РФ).
Европейский Суд по правам человека также подтвердил законность применения работодателем дополнительных методов контроля за состоянием опьянения работников. Показательно, что Решение ЕСПЧ от 07.11.2002 по делу "Мадсен (Madsen) против Дании" (жалоба N 58341/00) состоялось по жалобам работников, занятых в управлении транспортом.
Оценивая возможность применения дополнительного метода контроля за состоянием работников-водителей в виде использования анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе, следует отметить, что работодатель вправе требовать от работников соблюдения трудовой дисциплины лишь в пределах рабочего времени. Поскольку данный метод контроля не относится к медицинским осмотрам, он в соответствии с пп. "в" п. 15 Положения о рабочем времени водителей может быть отнесен к подготовительно-заключительному времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки).
Требование о проведении измерений алкотестером вне пределов рабочего времени будет являться чрезмерным, поскольку в периоды времени отдыха в соответствии со ст. 106 ТК РФ работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и может использовать его по своему усмотрению.
Поскольку использование алкотестеров работодателем вне рамок медицинских осмотров и освидетельствований являет собой определенное дополнительное (пусть и санкционированное государством) вмешательство в частную жизнь работника, вопросы их применения должны быть надлежащим образом урегулированы. С учетом требований ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 9, ч. 4 ст. 189, абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ возможность, периодичность, условия применения анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе в отношении работников-водителей, перечень применяющих их лиц, способы сохранения (фиксации) результатов измерений, а также условия и порядок их интерпретации (периодичность и порядок оценки работодателем) могут быть урегулированы любым законным способом:
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами по охране труда (за исключением вопросов интерпретации результатов их применения) в соответствии с п. 2 Рекомендаций по разработке и оформлению Правил по охране труда, одобренных Ученым советом ФГБУ "ВНИИ охраны и экономики труда" Минтруда России (протокол от 20.05.2015 N 2);
- инструкциями по охране труда по профессиям работников-водителей (за исключением вопросов интерпретации результатов их применения) в соответствии с п. 3 Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 13.05.2004;
- иным локальным нормативным актом работодателя;
- коллективным договором;
- трудовым договором с конкретным работником-водителем.
В силу ч. 7 ст. 215 ТК РФ, п. 5 ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 102-ФЗ, в случае если работодатель в целях обеспечения условий безопасности и охраны труда принимает решение об использовании анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе для контроля за состоянием водителей, он вправе использовать только такие анализаторы, в отношении которых в соответствии с п. п. 32 - 34 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений, утвержденного Приказом Минпромторга России от 25.06.2013 N 971, принято решение об отнесении их к средствам измерений. В настоящее время в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений зарегистрировано 10 типов анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе. Сведения о них размещены на сайте http://www.fundmetrology.ru/10_tipy_si/11/7list.aspx.
Обобщая вышеизложенное, следует сделать следующие выводы:
- использование работодателем анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе для контроля за состоянием работников-водителей вне процедур медицинского осмотра и медицинского освидетельствования возможно;
- легитимность использования анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе должна быть обеспечена надлежащим регулированием возможности, периодичности, условий, перечня применяющих их лиц, способов сохранения (фиксации) результатов измерений, а также их интерпретации;
- вопросы применения анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе могут быть урегулированы правилами внутреннего трудового распорядка, правилами по охране труда, инструкциями по охране труда по профессиям работников-водителей, иными локальными нормативными актами работодателя, коллективным договором либо трудовым договором с конкретным работником-водителем;
- применение анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе возможно только в рабочее время;
- применяемые анализаторы паров этанола в выдыхаемом воздухе должны пройти процедуру признания средствами измерений Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, то есть применению подлежат только те анализаторы, информация о которых размещена в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.
Р.Б. Юльчиев
Государственное учреждение -
Самарское региональное отделение
Фонда социального страхования
Российской Федерации
27.01.2017