Вопрос: Организация заключила трудовой договор с гражданином Казахстана, у которого отсутствовал действующий на территории РФ полис ДМС, в связи с чем территориальный орган Роструда привлек организацию к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Правомерны ли действия территориального органа Роструда?
Ответ: По мнению автора, действия правомерны, так как при трудоустройстве временно пребывающие в РФ иностранные граждане должны иметь полис ДМС, если работодатель не заключил с медицинской организацией договор о предоставлении таким работникам платных медицинских услуг.
Обоснование: Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 Трудового кодекса РФ наряду с документами, предусмотренными ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, - при заключении трудового договора с временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ наряду с условиями, предусмотренными ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг.
Исходя из положений п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор) социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом согласно п. 5 ст. 96 Договора к социальному обеспечению (социальному страхованию) относится в том числе обязательное медицинское страхование.
Вместе с тем в соответствии с абз. 11 п. 5 ст. 96 Договора под трудящимся государства-члена понимается лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает.
Таким образом, граждане стран ЕАЭС, в том числе граждане Республики Казахстан, при заключении трудового договора должны иметь договор (полис) добровольного медицинского страхования либо работодатель должен иметь заключенный с медицинской организацией договор о предоставлении таким работникам платных медицинских услуг, а застрахованными в системе обязательного медицинского страхования они признаются только после заключения указанного трудового договора.
В связи с этим в трудовых договорах с гражданами стран ЕАЭС необходимо указывать основания оказания им медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении таким работникам платных медицинских услуг.
По мнению автора, привлечение иностранного работника к работе в отсутствие полиса ДМС или договора об оказании медицинских услуг может повлечь ответственность по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного представляется, что действия территориального органа Роструда в данном случае являются правомерными.
Д.А. Мыльников
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Министерство труда и
социальной защиты
Российской Федерации
09.02.2017