Вопрос: В локальном нормативном акте об оплате труда работодателем определены следующие условия выплаты премий: работнику, отработавшему весь предусмотренный для премирования период времени, в случае увольнения по собственному желанию премия не выплачивается; а также в случае отсутствия работника в связи с временной нетрудоспособностью в предусмотренном для премирования периоде времени он может быть лишен премии. Являются ли указанные положения локального нормативного акта дискриминационными?
Ответ: Положение рассматриваемого локального нормативного акта о лишении работника премии в связи с временной нетрудоспособностью или увольнением по собственному желанию является дискриминационным и подлежит исключению.
Обоснование: Часть 3 ст. 37 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены ТК РФ или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Право работодателя поощрять работников, добросовестно исполняющих свои обязанности, предусмотрено ч. 1 ст. 191 ТК РФ.
Частью 1 ст. 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ч. 2 ст. 135 ТК РФ стимулирующие выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Как установлено ч. 4 ст. 135 ТК РФ, перечисленные локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения представительного органа работников (при наличии). При этом указанные локальные нормативные акты не должны ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством (ч. 4 ст. 8 ТК РФ). Кроме того, в случае установления стимулирующих выплат коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом работодателя условие о них должно быть отражено в трудовых договорах работников (абз. 5 ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Судебная практика отмечает, что включение рассматриваемых условий в локальный нормативный акт является неправомерным.
Включение в локальный нормативный акт условия, при котором работник, отработавший весь положенный для премирования период времени, лишается права на получение премии исключительно в связи с увольнением по собственному желанию, свидетельствует о дискриминации, так как расторжение трудового договора по инициативе работника является его исключительным правом и работодатель не может своими действиями создавать условия, при которых увольнение по данному основанию будет приводить к негативным для работника последствиям, в том числе в виде лишения последнего права на премию за полностью отработанный им период, так как реализация права на увольнение по собственному желанию никаким образом не связана с деловыми качествами работника (Кассационное определение Московского городского суда от 24.03.2014 N 4г/2-2201/14).
Аналогично включение в локальный нормативный акт условия, при котором работник, отработавший весь положенный для премирования период времени, лишается права на получение премии исключительно в связи с временной нетрудоспособностью, а работодатель в зависимости от личных предпочтений при одинаковых условиях решает вопрос о возможности премирования одного работника, отсутствовавшего на рабочем месте более 14 календарных дней, и лишении другого, свидетельствует о дискриминации, так как сам по себе факт отсутствия обоих не связан с их деловыми качествами (Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2014 по делу N 33-6150).
Следовательно, положение рассматриваемого локального нормативного акта о лишении работника премии в связи с временной нетрудоспособностью или увольнением по собственному желанию является дискриминационным и подлежит исключению.
Ю.Ю. Астахова
ЗАО Агентство правовой информации
"Воробьевы горы"
Региональный информационный
центр
19.06.2017