Вопрос: Следует ли некоммерческой организации (благотворительному фонду), получающей в кассу только благотворительные пожертвования и выдающей денежные средства из кассы на благотворительные цели, устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе?
Ответ: С учетом судебной практики полагаем, что некоммерческой организации (благотворительному фонду), получающей в кассу только благотворительные пожертвования и выдающей денежные средства из кассы на благотворительные цели, не следует устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе. Тем не менее позиция контролирующих органов по данному вопросу может быть противоположной.
Обоснование: В соответствии с п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание) для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с Приложением к Указанию исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.
Субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.
Согласно п. п. 1, 2 Приложения к Указанию для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (вновь созданное юридическое лицо - ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги).
Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем выдач наличных денег (вновь созданное юридическое лицо - ожидаемый объем выдач наличных денег), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.
Как видно, нормы об установлении лимита остатка наличных денег в кассе распространяются на все юридические лица, к которым относятся и некоммерческие организации (за исключением субъектов малого предпринимательства - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов - ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). Прямых исключений для некоммерческих организаций в Указании не сделано.
Тем не менее, на наш взгляд, следует учитывать сложившуюся судебную практику по рассматриваемому вопросу.
Так, в Постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016 N 13АП-3741/2016, Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 N А69-1064/2015 указано, что исполнение соответствующей обязанности по определению лимита при работе с денежной наличностью установлено законодателем в зависимости от характера деятельности юридического лица. Использование таких показателей, как объем поступления наличных денежных средств за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, их расходование, периоды операций, предполагает, что данный порядок предполагает исполнение обязанности в случае осуществления коммерческой деятельности (реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг).
Административным органом не доказано, что некоммерческая организация фактически осуществляет коммерческую деятельность, поступающие денежные средства являлись членскими взносами.
При таких обстоятельствах с учетом вышеизложенного порядка определения лимита остатка наличных денег суд апелляционной инстанции полагает, что требование об определении распорядительным документом максимально допустимой суммы наличных денег не подлежало применению к деятельности некоммерческой организации. У некоммерческой организации отсутствовала возможность определить необходимую сумму лимита и установить данную сумму своим распоряжением исходя из объемов поступлений или объемов выдач наличных денег, так как она являлась некоммерческой организацией и фактически не осуществляла предпринимательскую деятельность.
На основании изложенного полагаем, что некоммерческой организации (благотворительному фонду), получающей в кассу только благотворительные пожертвования и выдающей денежные средства из кассы на благотворительные цели, не следует устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе. Однако контролирующие органы могут придерживаться противоположной позиции с вышеуказанной аргументацией и оштрафовать организацию и ее руководителя за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств и накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, по ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С.М. Лазутин
ООО "М-СТАЙЛ"
Региональный информационный центр
25.10.2017