Вопрос: Организация направляет работников в командировки в регионы РФ. Некоторые работники по возвращении представляют чеки, выданные старой (не онлайн) ККТ, поскольку не все организации и индивидуальные предприниматели успели вовремя перейти на онлайн-кассы из-за задержек поставок кассового оборудования. Вправе ли организация при исчислении налога на прибыль учесть командировочные расходы, подтвержденные чеками, выданными старой (не онлайн) ККТ?
Ответ: Организация вправе учесть расходы на командировки на основании чеков, выданных после 01.07.2017 старой (не онлайн) ККТ, если контрагент не успел вовремя перейти на онлайн-кассы из-за задержек поставок кассового оборудования.
Обоснование: К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки (пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
По общему правилу расходы организации могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, если они экономически обоснованны и документально подтверждены.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Таким образом, необходимо, чтобы чеки, выданные старыми ККТ, были оформлены в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели обязаны с 01.07.2017 применять онлайн-ККТ (за исключением отдельных случаев, установленных Федеральным законом N 290-ФЗ).
Требования к кассовому чеку установлены в ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в ред. Федерального закона N 290-ФЗ).
ФНС России в Письме от 27.06.2017 N ММВ-20-20/96@ "О порядке осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями расчетов с 01.07.2017", руководствуясь позицией, изложенной в Письме Минфина России от 30.05.2017 N 03-01-15/33121, отметила, что условием, позволяющим не применять контрольно-кассовую технику по новому порядку с 01.07.2017, является принятие налогоплательщиком исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (заключение договора поставки фискального накопителя в разумный срок до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного предельного срока возможности его использования). При отсутствии у налогоплательщика возможности применения контрольно-кассовой техники в соответствии с нормами Федерального закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждение факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом) (Письмо Минфина России N 03-01-15/33121).
Законодательство о ККТ не обязывает покупателя запрашивать у продавца документы, подтверждающие принятие продавцом мер по соблюдению требований указанного законодательства (Письмо Минфина России от 21.08.2017 N 03-01-15/53492).
Аналогичная позиция была озвучена ранее в Постановлении ФАС Поволжского округа от 18.06.2013 по делу N А12-20760/2012, где судьи пришли к выводу, что налоговое законодательство не вменяет в обязанность налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) проверять состояние ККТ контрагентов и надлежащее оформление чеков.
При этом достоверность представленных работниками документов, подтверждающих произведенные расходы, определяется самой организацией (Постановление ФАС Центрального округа от 07.07.2009 по делу N А64-578/08-26 (Определением ВАС РФ от 18.11.2009 N ВАС-13355/09 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке надзора в Президиум ВАС РФ)).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, если контрагент выдает чеки ККТ старого образца после 01.07.2017 в связи с задержкой поставок кассового оборудования, он действует в рамках законодательства РФ. Следовательно, организация вправе на основании данных чеков подтвердить свои командировочные расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций.
Однако, несмотря на то что организация не обязана проверять соблюдение контрагентом норм законодательства о ККТ, рекомендуется по возможности запросить у контрагента копию договора поставки онлайн-кассы или договора поставки фискального накопителя для подтверждения правомерности использования старой ККТ или же попросить контрагента выдать справку или другой подобный документ, в котором будет указано, что контрагент заключил договор о поставке новой кассы или фискального накопителя в соответствии с требованиями законодательства. В то же время, если организация этого не сделает, данные документы проверяющие могут запросить у контрагента сами в рамках мероприятий налогового контроля.
И.В. Котельникова
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
28.09.2017