Вопрос: Казенное учреждение проводит открытый конкурс на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников. В конкурсной документации установлено, что места нахождения лечебно-профилактических учреждений должны находиться в центре города, в котором расположено казенное учреждение, в шаговой доступности от станций метрополитена. Правомерны ли данные положения конкурсной документации применительно к описанию объекта закупки?
Ответ: Рассматриваемые положения конкурсной документации применительно к описанию объекта закупки неправомерны.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Анализируя данные положения, следует заключить, что одним из требований к описанию объекта закупки в конкурсной документации является обеспечение наиболее точного и четкого описания характеристик объекта закупки.
В данном случае в конкурсной документации установлено, что места нахождения лечебно-профилактических учреждений должны находиться в центре города, в котором расположено казенное учреждение, в шаговой доступности от станций метрополитена.
Данное описание носит субъективный характер и не может конкретизировать требования к месту нахождения лечебно-профилактических учреждений, а также использоваться для определения соответствия оказываемой услуги потребностям казенного учреждения, поскольку толкование понятий "центр города" и "шаговая доступность" затруднено и невозможно единым образом. То есть отсутствует точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Таким образом, рассматриваемые положения конкурсной документации применительно к описанию объекта закупки неправомерны.
По нашему мнению, в данном случае по аналогии может быть использована позиция Московского УФАС России в Решении от 20.05.2015 по делу N 1-00-783/77-15, которое в ситуации, когда конкурсная документация, размещенная в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не раскрывала понятий "шаговая доступность" и "Москва-центр", посчитало, что конкурсная документация содержит сведения, допускающие двусмысленное толкование в части требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) оказываемых услуг.
Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
08.02.2016