Вопрос: Работник направлен в командировку в другой город. При посадке на самолет его попросили пройти на личный досмотр, из-за чего он опоздал на самолет. Поскольку вылететь другим рейсом не представлялось возможным, командировку отменили. Кто и в каком порядке должен возместить работнику расходы на билеты?
Ответ: Возместить расходы на авиабилет работнику, направленному в командировку в другой город и не вылетевшему в назначенное время в связи с прохождением личного досмотра, при котором у работника не выявили запрещенных к перевозке веществ и предметов, обязан перевозчик.
Обоснование: В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса РФ под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
При этом обязанность возмещения расходов, связанных с командировкой, возникает у работодателя в момент направления работника в служебную командировку (ст. 167 ТК РФ).
На основании ст. 168 ТК РФ работодатель в случае направления в служебную командировку обязан возмещать работнику расходы на проезд.
Таким образом, обязанность работодателя по возмещению работнику командировочных расходов связана с фактом направления работника в служебную командировку.
Согласно п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение), работникам возмещаются расходы на проезд и наем жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 228 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее - Общие правила), в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства вынужденного отказа.
Согласно п. 227 указанных Общих правил вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов.
На основании п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.
Согласно п. п. 232, 235 Общих правил возврат провозной платы производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или управомоченному лицу - при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм.
Возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155.
Таким образом, так как в рассматриваемом случае вылет в командировку не состоялся в результате действий перевозчика, расходы на проезд возмещает перевозчик на основании документа с отметкой об обстоятельствах вынужденного отказа от перевозки.
П.С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
17.02.2016