Вопрос: Организация привлекла стороннюю организацию для ремонта производственного помещения. Ремонтные работы выполнены в срок, предусмотренный договором, акты выполненных работ подписаны, услуги оплачены полностью. В ходе налоговой проверки налоговый орган сделал вывод о неправомерности включения этих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку исполнитель не представил данные на работников по форме 2-НДФЛ за период, в котором были произведены ремонтные работы. Организация в своих возражениях указала, что в организации предусмотрена пропускная система и на всех работников исполнителя были выписаны временные пропуска по спискам, представленным исполнителем. Налоговый орган не учел объяснения и вынес решение о доначислении налога на прибыль и привлечении организации-заказчика к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ. Правомерно ли решение налогового органа?
Ответ: Если налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки не были доказаны обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии факта реального осуществления работ по ремонту производственного помещения, и в акте и решении по результатам проведенной выездной налоговой проверки не приведены доказательства получения организацией необоснованной налоговой выгоды в виде учета расходов на оплату фактически не имевших место работ по ремонту производственного помещения, то доначисление налога на прибыль и привлечение к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса РФ по причине непредставления подрядчиком справок по форме 2-НДФЛ за своих работников неправомерны.
Обоснование: В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы, признается прибыль, определяемая как разница между полученными налогоплательщиками доходами, уменьшенными на величину произведенных расходов, определяемых в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Статьей 702 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль (основание: п. 49 ст. 270 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом с момента вступления в силу Закона N 402-ФЗ, то есть с 01.01.2013, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов.
Первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Исходя из ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяются также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.
Исходя из этого, а также принимая во внимание ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, не должны приниматься к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Учитывая изложенное, работы по ремонту производственного помещения должны быть подтверждены договором о выполнении указанных работ, а также первичными учетными документами, подтверждающими исполнение указанных работ, оформление которых предусмотрено условиями заключенного между организацией и подрядчиком договора о проведении работ по ремонту производственного помещения.
Такими документами могут быть акты выполненных работ или, например, документы, оформленные по формам, утвержденным руководителем организации, либо, например, акты по форме N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" и справки по форме N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" (утв. Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ").
Что касается справок по форме 2-НДФЛ, не представленных исполнителем, то их отсутствие не является основанием для непризнания затрат на ремонт производственного помещения, произведенных организацией, и не является основанием для доначисления налога на прибыль, в случае если налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки не были доказаны обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии факта реального осуществления работ по ремонту производственного помещения, и в акте и решении по результатам проведенной выездной налоговой проверки не приведены доказательства получения ООО необоснованной налоговой выгоды в виде учета расходов на оплату фактически не имевших место работ по ремонту производственного помещения.
В случае несогласия с действиями налогового органа, проводившего выездную налоговую проверку, налогоплательщик вправе обжаловать действия налогового органа в вышестоящем налоговом органе в порядке, установленном гл. 19 НК РФ.
Е.Н.Соколова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
19.01.2016