Вопрос: Нужно ли проводить внеплановую специальную оценку условий труда в случае переустройства (переоснащения) рабочих мест: при замене офисной мебели, оргтехники и установке перегородок?
Ответ: Если переустройство (переоснащение) рабочих мест, в том числе замена офисной мебели, оргтехники, установка перегородок и тому подобное, может оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, то работодателю необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда.
Обоснование: Одной из основных обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Указанный перечень случаев проведения внеплановой специальной оценки условий труда является исчерпывающим.
В случае если переустройство (переоснащение) рабочих мест, в том числе замена офисной мебели, оргтехники, установка перегородок и тому подобное, не влечет для работников возникновения оснований, требующих проведения внеплановой специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ), организации не нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда.
Если же такие изменения влекут возникновение случаев, требующих проведения внеплановой специальной оценки условий труда (например, замена оргтехники фактически приводит к использованию нового оборудования, которое может оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников), то работодателю необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда, поскольку возникает основание для ее проведения, установленное п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.
Однако идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда (ч. 1, 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
Таким образом, определить, оказывает ли переустройство (переоснащение) рабочих мест влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, организация может только при помощи эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Ю.С. Таранова
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
Государственная инспекция труда
в Республике Карелия
22.03.2018