Вопрос: Локальным нормативным актом организации установлено, что индексация зарплат работников проводится ежегодно путем повышения окладов работников на 5% при достижении организацией по итогам предыдущего года плановых экономических показателей. Правомерен ли такой порядок индексации? Может ли работодатель быть привлечен к ответственности?
Ответ: Работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать порядок и условия осуществления индексации заработной платы в зависимости от специфики своей деятельности и уровня платежеспособности. Ввиду этого установление в локальном нормативном акте организации такого порядка индексации заработной платы, как повышение окладов работников на 5% при достижении организацией по итогам предыдущего года плановых экономических показателей, правомерно.
В таком случае работодатель не может быть привлечен к ответственности, поскольку, закрепив соответствующий порядок индексации заработной платы, работодатель тем самым выполнил требования законодательства.
Обоснование: Индексация заработной платы является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (ст. ст. 130, 134 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст. 134 ТК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Конституционный Суд РФ указал, что индексация заработной платы, в силу предписаний ст. ст. 2, 130 и 134 ТК РФ, должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Предусмотренное ст. 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 N 2618-О).
Требованиями трудового законодательства не предусмотрено единого порядка индексирования заработной платы. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Поэтому, по мнению Роструда, в случае когда в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты (Письмо Роструда от 19.04.2010 N 1073-6-1 "Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем").
Вместе с тем из правовой позиции Верховного Суда РФ следует, что правовое регулирование ст. 134 ТК РФ направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. ТК РФ не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности (Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2017 N 18-КГ17-10).
Из приведенных положений законодательства следует, что на работодателя возложена обязанность осуществлять индексацию заработной платы работников, порядок которой должен быть предусмотрен в коллективном договоре (ст. 40 ТК РФ), соглашении (ст. 45 ТК РФ) либо ином локальном нормативном акте (ст. 8 ТК РФ). То есть законодатель дает работодателю, не финансируемому из бюджета, право самостоятельно установить порядок, размер и сроки индексации с учетом мнения представительного органа работников.
Конституционный Суд РФ указал, что федеральный законодатель, не установив конкретные правила индексации для работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, преследовал цель защитить не финансируемых из бюджета работодателей от непосильного обременения и одновременно - через институт социального партнерства - гарантировать участие работников и их представителей в принятии соответствующего согласованного решения. Тем самым на основе принципов трудового законодательства, включая сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, достигается баланс интересов работников и работодателей (Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 N 1707-О).
Следует отметить, что действующим законодательством РФ также не разъяснено, обязан работодатель индексировать все составные части заработной платы или только оклады работников. Поэтому, по нашему мнению, данный вопрос также остается на усмотрение работодателя.
Ввиду изложенного полагаем, что работодатель вправе определить в локальном нормативном акте условия, от которых будет зависеть индексация заработной платы. Суды, рассматривая подобные трудовые споры, принимают сторону работодателя (Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2017 N 18-КГ17-10).
Тем не менее самостоятельность работодателя в вопросе индексации заработной платы не является безграничной. Локальный нормативный акт принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. ст. 30, 31, 53, 135 ТК РФ). Локальный нормативный акт, ухудшающий положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и принятый без соблюдения порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежит применению (ч. 4 ст. 8, ст. 372 ТК РФ).
Таким образом, по нашему мнению, установление в локальном нормативном акте условий, в соответствии с которыми работодатель ставит проведение индексации заработной платы работников в зависимость от плановых экономических показателей деятельности организации, правомерно. Статья 134 ТК РФ не содержит норм, обязывающих работодателей, не финансируемых из соответствующих бюджетов, производить индексацию заработной платы ежегодно. Закрепив соответствующий порядок индексации заработной платы, работодатель тем самым выполнил требования ст. 134 ТК РФ, что не образует состава административного правонарушения. Поэтому в рассматриваемом случае работодатель не может быть привлечен к ответственности, если индексация проводится.
В случае неприменения положений локального нормативного акта об индексации заработной платы работодатель может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.
09.02.2018