Вопрос: У работника две трудовые книжки вследствие того, что он думал, что потерял трудовую книжку, и при приеме на работу ему оформили новую. Как учесть сведения о работе из первой книжки и нужно ли переносить эти сведения в одну трудовую книжку?
Ответ: Перенос сведений в новую трудовую книжку, а также хранение ранее утерянной и впоследствии найденной трудовой книжки работника у работодателя нормами трудового законодательства не предусмотрены, однако работник имеет право предоставить старую трудовую книжку для учета стажа при наступлении страхового случая.
Обоснование: Согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является документом, обязательным для предъявления при устройстве на работу.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 ТК РФ в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица оформить новую трудовую книжку.
Вопросы ведения трудовых книжек регулируются Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, а также Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69.
Ведение одновременно двух трудовых книжек работодателем не предусмотрено. В данной ситуации, по нашему мнению, работодателю необходимо продолжить вносить записи в трудовую книжку, оформленную при поступлении работника на работу.
Утерянную ранее трудовую книжку работник может предъявить работодателю при наступлении страхового случая в соответствии с п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91. В соответствии с данным пунктом основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, периоды замещения других государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, является трудовая книжка установленного образца.
Трудовая книжка работника является только одним из документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, поэтому для правильного подсчета периодов работы необходимо учитывать все представляемые документы.
Таким образом, перенос сведений в одну трудовую книжку, а также хранение у себя ранее утерянной и впоследствии найденной трудовой книжки работника у работодателя действующими нормами трудового законодательства не предусмотрены, однако работник имеет право представить трудовую книжку для учета стажа при наступлении страхового случая.
В.Г.Панфилова
ООО "М-СТАЙЛ"
Региональный информационный центр
01.07.2016