Вопрос: Работник, направленный в однодневную командировку, в связи с отменой рейса остался ночевать в гостинице (с руководителем согласовал), вернулся на следующее утро и вышел на работу в организацию с двухчасовым опозданием. Становится ли эта однодневная командировка многодневной? Нужно ли доплатить работнику суточные в данном случае? Что проставлять в табеле?
Ответ: Если работник, направленный в однодневную командировку, в связи с отменой рейса остался ночевать в гостинице, вернулся на следующее утро и вышел на работу в организацию с двухчасовым опозданием, то, по нашему мнению, однодневная командировка стала многодневной и работнику необходимо оплатить суточные за время вынужденной остановки. В табеле учета рабочего времени необходимо проставить буквенный код "К" или цифровой код "06", продолжительность рабочего времени указывать, на наш взгляд, не нужно. Однако существует позиция, что необходимо отражать отработанное работником время в день командировки, например, через дробь "К"/"Я".
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 166 Трудового кодекса РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Особенности направления работников в служебные командировки установлены Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение).
Днем приезда из командировки считается дата прибытия поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства в место постоянной работы (п. 4 Положения).
В рассматриваемой ситуации работник задержался в командировке не по своей вине, а в связи с отменой рейса, что классифицируется вынужденной задержкой в пути.
С учетом вышеизложенного в данном случае, по нашему мнению, однодневная командировка стала многодневной.
Время вынужденной остановки в пути оплачивается - в соответствии с п. 9 Положения за время вынужденной остановки в пути сохраняется средний заработок командированного работника. Кроме того, необходимо начислить суточные за этот день (п. 11 Положения, ст. 168 ТК РФ).
Суточные за время вынужденной остановки выплачиваются по решению руководителя организации при представлении документов, подтверждающих факт вынужденной задержки (п. 19 Положения). Если по объективным причинам работник прибыл из командировки с задержкой, он должен представить помимо проездных билетов также оправдательные документы, подтверждающие причину задержки. В рассматриваемом случае, например, таким документом может быть справка из аэропорта или от железной дороги и т.д. (Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-03-04/2/244).
В табеле учета рабочего времени (форма N Т-12 или N Т-13) дни нахождения работника в командировке обозначаются буквенным кодом "К" или цифровым кодом "06", по нашему мнению, продолжительность отработанного времени не указывается, поскольку за дни нахождения работника в служебной командировке ему следует выплачивать средний заработок, а не текущую заработную плату (см. Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", Письмо Роструда от 05.02.2007 N 275-6-0). Однако существует позиция, что необходимо отражать отработанное работником время в день командировки, например, через дробь "К"/"Я".
Е.А.Чершинцева
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
06.10.2016