Вопрос: В обязанности администратора гостиницы, с которым договор о полной материальной ответственности не заключен, входит приобретение используемых в работе персонала товаров. С этой целью работодатель периодически выдает администратору разовые доверенности на приобретение товара, недостача которого обнаружилась при увольнении работника. Вправе ли работодатель потребовать от администратора возмещения ущерба в полном объеме на основании недостачи ценностей, полученных по разовому документу (доверенности)?
Ответ: Требование о возмещении ущерба работником в полном объеме на основании недостачи ценностей, полученных по разовым доверенностям, необоснованно. В представленной ситуации ответственность может возникнуть только при наличии договора о полной материальной ответственности, поскольку администратор гостиницы является материально ответственным лицом и в его непосредственные обязанности входит приобретение необходимого товара.
Обоснование: В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 243 Трудового кодекса РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.
Стоит отметить, что обязанность полного возмещения ущерба возлагается на работника, как правило, только при наличии договора о полной материальной ответственности, поскольку этим договором определяются, в частности, обязанности работодателя по обеспечению необходимых условий для сохранности материальных ценностей. В то же время допускается возложение полной материальной ответственности и на основании разового документа в отсутствие специального договора. Одним из таких документов является доверенность.
Вместе с тем все сказанное не означает, что для привлечения к полной материальной ответственности материально ответственного лица, осуществляющего постоянную работу, связанную с получением, хранением, учетом материальных ценностей, достаточно передавать ему имущество по доверенности без оформления специального договора.
В судебных решениях отмечается, что полная материальная ответственность за недостачу ценностей, полученных по разовым документам, имеет место, когда работник привлекается для разовой операции: для срочного получения, доставки, передачи имущества, ценностей, необходимых или направляемых работодателю, и если отсутствует возможность поручить эту функцию тем, кто занят этим постоянно, в чьи трудовые обязанности это входит (см., например, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 10.09.2015 по делу N 33-5840/2015).
Очевидно, что возмещение в полном размере ущерба, причиненного материально ответственными лицами, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, должно осуществляться только при наличии специального договора о полной материальной ответственности.
В свою очередь, должность "администратор гостиницы" содержится в Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85).
В представленной ситуации администратор гостиницы, будучи материально ответственным лицом, на постоянной основе получал денежные средства, приобретал товары и осуществлял их учет. Полная материальная ответственность за недостачу денег или приобретенного имущества возможна только при наличии специального договора, который не был заключен.
Таким образом, требование работодателя о возмещении работником ущерба в полном объеме в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 243 ТК РФ на основании недостачи ценностей, полученных по доверенности, необоснованно.
М.С. Сагандыков
К. ю. н.
Южно-Уральский государственный университет
(национальный исследовательский университет)
14.02.2017