Вопрос: Работодатель отправляет водителей в дальние рейсы и лишен возможности контролировать их дисциплину (в частности, проверять, не употребляют ли они спиртные напитки). Можно ли для этого установить в кабине автомобиля видеорегистраторы и вести видеонаблюдение за работником? Сколько часов в сутки можно вести видеонаблюдение?
Ответ: Правомерность установки видеорегистратора в кабине автомобиля должна быть урегулирована на локальном уровне правилами внутреннего трудового распорядка, иным локальным нормативным актом, коллективным договором либо трудовым договором с конкретным работником-водителем. В частности, следует определить возможность его установки, продолжительность использования (ведения видеонаблюдения), а также направленность съемки, ее качество (размер, разрешение), продолжительность хранения, способы и периодичность контроля записи со стороны работодателя, порядок интерпретации результатов.
Пределы устанавливаемого работодателем видеонаблюдения должны быть ограничены исключительно интересами выполняемой работником трудовой функции. Без ограничений по рабочему времени конкретного работника может осуществляться только видеонаблюдение непосредственно за рабочим местом.
Наиболее оптимальный, по нашему мнению, уровень контроля может быть обеспечен путем установки (при наличии такой необходимости) камер видеонаблюдения (видеорегистраторов) в кабине автомобиля, ориентированных непосредственно на зону управления - водительское место (в том числе круглосуточно), а также возложение на водителя обязанностей по использованию анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе (алкотестеров) ежедневно перед непосредственным выездом.
Обоснование: Анализируя общие нормативные основы применения работодателем определенных методов воздействия на работников в целях соблюдения ими трудовой дисциплины, необходимо отметить следующее.
Абзацами 5 и 7 ч. 1 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодателю предоставлены права требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, а также принимать локальные нормативные акты.
Среди трудовых обязанностей работника абз. 4 ч. 2 ст. 21 ТК РФ предусмотрена обязанность соблюдать трудовую дисциплину, под которой ч. 1 ст. 189 ТК РФ понимает обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Пунктом 2.1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" запрещена эксплуатация транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Аналогичный запрет для водителей предусмотрен абз. 2 п. 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД).
Таким образом, требование о недопустимости нахождения в состоянии алкогольного опьянения для лица, управляющего транспортным средством, если это входит в содержание его трудовой функции (далее - работник-водитель), является требованием трудовой дисциплины.
В соответствии с п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" состояние алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств.
Оценивая содержание требований трудовой дисциплины работника-водителя к употреблению алкогольной продукции, следует обратить внимание на необходимость дифференциации противоправности нахождения в состоянии алкогольного опьянения и факта употребления алкогольной продукции.
Так, абз. 5 п. 2.7 ПДД запрещает водителю употребление алкогольной продукции в строго определенных случаях:
- после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен;
- после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.
А п. 11 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (далее - Порядок медицинского освидетельствования), по сути допускает наличие абсолютного этилового спирта в концентрации до 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха (0,16 промилле).
В п. 6.8 "Алкоголь и безопасность дорожного движения" Методического пособия по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте, утвержденного Минтрансом России (далее - Методическое пособие), указано, что положительные результаты исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь, полученные при предрейсовом осмотре, и заключение "Трезв" по результатам медицинского освидетельствования могут не противоречить друг другу. Снижение концентрации алкоголя в крови составляет в среднем 0,1 - 0,16 промилле в час. Соответственно, употребление в небольших количествах слабоалкогольной продукции (от 0,5% спирта в соответствии с пп. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции") может вообще не привести к положительным результатам измерения в ходе медицинского осмотра или медицинского освидетельствования.
Таким образом, в качестве грубого дисциплинарного проступка, квалифицируемого по пп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, может быть расценен только факт нахождения на рабочем месте работника-водителя, по результатам проверки которого анализатором паров этанола в выдыхаемом воздухе будет установлено содержание абсолютного этилового спирта в концентрации свыше 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. Обнаружение меньшей концентрации, равно как и обнаружение факта употребления алкогольной продукции, не может быть расценено как грубый дисциплинарный проступок.
Сказанное, однако, не означает допустимость употребления алкогольной продукции работником-водителем на рабочем месте в количествах, не приводящих к алкогольному опьянению.
Бесспорно, каждый работодатель самостоятельно должен определить свое отношение к факту употребления алкогольной продукции и нахождения на рабочем месте работника после ее употребления. А увольнение работника по основанию, предусмотренному пп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, является правом, а не обязанностью работодателя.
Однако на отдельных категориях работ недопустимость даже употребления алкоголя является залогом не только эффективного, но и безопасного труда. Соответственно, принятие норм, устанавливающих запрет не только на нахождение на рабочем месте в состоянии опьянения, но и на употребление (даже в незначительных количествах), является по сути публичной обязанностью работодателя. Обязанность принятия таких норм вытекает из абз. 2, 10, 16 ч. 2 ст. 212 ТК РФ. Данные нормы могут быть закреплены как в правилах внутреннего трудового распорядка, так и в инструкциях по охране труда.
Частично нормы, препятствующие не только нахождению работника в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте, но и самому факту употребления алкогольной продукции на территории, подконтрольной работодателю, содержатся в типовых инструкциях по охране труда.
Так, к примеру, п. 17 Типовой инструкции N 1 по охране труда водителя на перевозке людей грузовым автотранспортом, утвержденной Минтрансом России 11.03.1993, водителю запрещено управлять автомобилем в болезненном состоянии или при утомлении, употреблять до работы и в рабочее время даже самые слабые алкогольные напитки или наркотические средства. Пунктом 1.4 Типовой инструкции по охране труда для водителей грузового автомобиля. ТОИ Р-15-033-97, утвержденной Минэкономики России 15.12.1997, всем водителям не разрешается на территории производственных участков, в помещениях цехов и других производственных объектов, а также при обслуживании и эксплуатации машин и оборудования распивать алкогольные напитки или принимать наркотические вещества. Однако подобного рода типовые инструкции по охране труда не охватывают все возможные варианты профессий водителей, а также не в полном объеме регулируют вопросы употребления алкогольной продукции на рабочем месте до начала и после окончания рабочего времени.
Признание факта нахождения работника в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте грубым дисциплинарным проступком свидетельствует о том, что факт употребления алкогольной продукции на рабочем месте либо нахождение в состоянии опьянения на рабочем месте в нерабочее время могут являться дисциплинарным проступком, пусть и не грубым. Данный вывод подтверждается судебной практикой.
Таким образом, перед принятием решения об установке камер видеонаблюдения с целью, поставленной в вопросе, работодателю необходимо надлежащим образом на локальном уровне урегулировать вопросы возможности употребления алкогольной продукции работниками. В частности, необходимо решить следующие вопросы:
- возможно ли употребление работниками алкогольной продукции на рабочих местах, территории работодателя и территории, подконтрольной работодателю;
- возможно ли употребление работниками алкогольной продукции в рабочее время вне рабочего места, но в период исполнения трудовых обязанностей;
- возможно ли нахождение работника на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения во время отдыха.
Оценивая набор законодательно установленных способов контроля за состоянием работников-водителей, следует отметить, что работодателю предоставлены такие стандартные обязательные инструменты, как обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, п. 3 ст. 23 Федерального закона N 196-ФЗ). Кроме того, на основании пп. 5 п. 5 Порядка медицинского освидетельствования может быть проведено медицинское освидетельствование работника.
Исходя из указанных требований работодатель относительно ограничен в контроле за соблюдением работником требований п. 2.1 ст. 19 Федерального закона N 196-ФЗ и п. 2.7 ПДД временем от начала до окончания рейса, а для направления на медицинское освидетельствование должны иметься веские основания в соответствии с критериями, установленными п. 6 Порядка медицинского освидетельствования.
Вместе с тем в п. 6.8 "Алкоголь и безопасность дорожного движения" Методического пособия отмечено, что длительность нахождения алкоголя в организме человека обусловлена в основном количеством выпитого алкоголя и может быть определена с учетом скорости окисления 7 - 10 мл алкоголя в час. Так, в Приложении N 8 к Методическому пособию указано, что время обнаружения 250 грамм 40%-ной водки в выдыхаемом воздухе составляет 8 - 9 часов.
С учетом того что продолжительность рабочего времени работника-водителя может составлять до 10 и 12 часов (п. п. 9 - 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (далее - Положение о рабочем времени водителей)), а также в случаях направления работников-водителей в длительный рейс (продолжительностью свыше одного рабочего дня) установленного трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы трудового права, необходимого и обязательного объема медицинских осмотров и освидетельствований на предмет наличия алкогольного опьянения может оказаться недостаточно. Особенности трудового процесса могут потребовать применения более эффективных и оперативных инструментов контроля за состоянием работников-водителей.
Кроме того, ч. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ, абз. 5 ч. 1 ст. 22 ТК РФ, ст. 210 Гражданского кодекса РФ работодателю как хозяйствующему субъекту предоставлено и гарантировано его право всеми законными способами обеспечивать сохранность своей собственности (а равно иных средств, использующихся в производственной деятельности).
К средствам обеспечения, в частности, может быть отнесено видеонаблюдение (использование видеорегистратора).
Вопрос о конкретных местах установки видеорегистраторов, а также периодах видеонаблюдения в кабине водителя должен решаться с учетом трудового законодательства и законодательства о защите персональных данных.
С точки зрения трудового законодательства работодатель вправе любыми законными способами обеспечивать соблюдение трудовой дисциплины работником, в том числе требования о недопустимости нахождения на рабочем месте в состоянии опьянения, а равно о недопустимости употребления алкогольной продукции на рабочем месте. Вопросы легитимности установки видеорегистратора должны быть урегулированы на локальном уровне правилами внутреннего трудового распорядка, иным локальным нормативным актом, коллективным договором либо трудовым договором с конкретным работником-водителем. В частности, должна быть определена возможность его установки, продолжительность использования, направленность съемки, ее качество (размер, разрешение), продолжительность хранения, контроль записи со стороны работодателя, интерпретация результатов.
Данный вывод основан на требованиях п. п. 1, 2 ст. 86, ст. 87 ТК РФ, в соответствии с которыми в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать требования о том, что обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества, а при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ, иными федеральными законами, на основании которых самостоятельно устанавливать порядок хранения и использования персональных данных работников.
Исходя из формулировок поставленного вопроса основной целью установки камер видеонаблюдения являются профилактика употребления алкогольной продукции и пресечение нарушений трудовой дисциплины работниками-водителями. Соответственно, при интерпретации записей видеонаблюдения либо наблюдении в режиме онлайн будут идентифицироваться конкретные работники-водители и оцениваться их поведение. Исходя из определения, содержащегося в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", видеозапись конкретного водителя должна квалифицироваться как запись его биометрических персональных данных. А поскольку биометрические персональные данные могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, перед установкой видеорегистратора, направленного на видеозапись действий водителя, от него должно быть получено письменное согласие.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 152-ФЗ согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Исходя из этого требования субъект персональных данных (в рассматриваемом случае - работник-водитель) должен осознанно дать согласие на обработку его биометрических персональных данных (по сути - видеоизображения), получаемых в результате видеосъемки видеорегистратором в кабине автомобиля. В таковом согласии возможно урегулировать время видеосъемки (в рабочее время, круглосуточно, в результате срабатывания датчика движения и т.п.), степень конкретизации обзора видеокамеры, их количество, условные места установки и др.
Выражая свое согласие на обработку биометрических персональных данных в виде видеоизображения на рабочем месте, работник-водитель по сути соглашается с установкой видеорегистратора, направленного на запись происходящего в кабине автомобиля.
Определяя соотношение права работодателя на поддержание дисциплины труда и права работника как личности на невмешательство в его частную жизнь (гарантированного ст. ст. 23, 24 Конституции РФ), следует отметить, что согласно условиям заключаемого трудового договора (ч. 1 ст. 56 ТК РФ) работник обязуется лично выполнять трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
Во-первых, трудовая функция исполняется работником в пределах рабочего времени (ч. 1 ст. 91 ТК РФ).
Во-вторых, выполнение трудовой функции работником-водителем связано с конкретным рабочим местом, то есть местом, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ). Безусловно, рабочее место водителя весьма специфично. Оно существенно отличается от других рабочих мест, так как в него входят не только рабочее место в кабине автомобиля, но и оборудование автомобиля, его оснащение, инструмент и приспособления, которыми пользуется водитель, и т.п. Для водителя-дальнобойщика рабочим местом будет являться и оборудованное в кабине автомобиля спальное место.
В третьих, в периоды времени отдыха работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и может использовать это время по своему усмотрению. И только согласно пп. "и" п. 15 Положения о рабочем времени водителей исключается из времени отдыха время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей.
Поскольку из приведенных положений ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 91 и ч. 6 ст. 209 ТК РФ следует, что работник находится под контролем работодателя только в периоды рабочего времени и нахождения на рабочем месте, безусловным и исключительным правом работодателя, вытекающим из положений трудового законодательства, следует признать право на осуществление видеонаблюдения за рабочим местом работника-водителя в периоды времени, относимые к рабочим.
Более того, по нашему мнению, видеонаблюдение может осуществляться не за конкретным работником, а только за рабочим местом или фактом выполнения работником его трудовой функции. Данный вывод основан на сформулированном в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 исходящем из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ и абз. 2 ч. 1 ст. 22 ТК РФ постулате о праве работодателя в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Соответственно, несмотря на личный характер труда, конкретное рабочее место у конкретного работодателя не привязано к конкретному работнику. Работодатель осуществляет контроль и управление в отношении лица, исполняющего трудовую функцию, безотносительно его личности, оценивая только деловые качества (уровень квалификации, способность выполнять порученные обязанности и т.п.) работника. А предусмотренные трудовым законодательством гарантии предоставлены работнику только в связи с исполнением им конкретной трудовой функции и не привязаны к его личности.
Таким образом, работодатель вправе осуществлять контроль за лицом, выполняющим трудовую функцию на конкретном рабочем месте, но не за личностью работника.
Соответственно, видеонаблюдение должно быть ориентировано именно на рабочее место.
Сформулированный вывод влечет существенные следствия:
- пределы устанавливаемого работодателем видеонаблюдения должны быть ограничены исключительно интересами выполняемой трудовой функции;
- видеонаблюдение за рабочим местом не должно создавать условий для унижения чести и достоинства конкретной личности;
- без ограничений по рабочему времени конкретного работника может осуществляться только видеонаблюдение за рабочим местом.
Получаемые работодателем сведения о происходящих на рабочем месте работника-водителя событиях, а также его биометрических персональных данных подлежат определенной обработке.
В то же время следует учитывать, что никакая, даже самая тотальная слежка не даст стопроцентной гарантии неупотребления работниками алкогольной продукции на рабочем месте. Работодатель должен также исходить из принципа добросовестности работников при исполнении трудовой дисциплины. Кроме того, следует помнить, что излишний видеоконтроль за действиями работника-водителя также может создать нервозность на рабочем месте, которая существенно влияет на качество управления транспортным средством.
Наиболее оптимальный, по нашему мнению, уровень контроля за действиями работника-водителя, направляемого в многодневный рейс, может быть обеспечен путем установки (при наличии такой необходимости) камер видеонаблюдения (видеорегистраторов) в кабине автомобиля, ориентированных непосредственно на зону управления им - водительское место (в том числе и круглосуточно), а также возложение на водителя обязанностей по использованию анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе (алкотестеров) ежедневно перед непосредственным выездом.
Обобщая вышеизложенное, следует сделать следующие выводы:
- работодателю, использующему труд работников-водителей, необходимо надлежащим образом на локальном уровне установить запрет не только на нахождение работников на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, но и на саму возможность употребления алкогольной продукции работниками на рабочем месте и в рабочее время. В частности, необходимо решить следующие вопросы: возможно ли употребление работниками алкогольной продукции на рабочих местах, территории работодателя и территории, подконтрольной работодателю; возможно ли употребление работниками алкогольной продукции в рабочее время вне рабочего места, но в период исполнения трудовых обязанностей; возможно ли нахождение работника на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения во время отдыха;
- вопросы легитимности установки видеорегистратора должны быть урегулированы на локальном уровне правилами внутреннего трудового распорядка, иным локальным нормативным актом, коллективным договором либо трудовым договором с конкретным работником-водителем. В частности, должна быть определена возможность его установки, продолжительность использования, направленность съемки, ее качество (размер, разрешение), продолжительность хранения, контроль записи со стороны работодателя, интерпретация результатов;
- субъект персональных данных (в рассматриваемом случае - работник-водитель) должен осознанно дать согласие на обработку его биометрических персональных данных (по сути - видеоизображения), получаемых в результате видеосъемки видеорегистратором в кабине автомобиля. В таковом согласии возможно урегулировать время видеосъемки (в рабочее время, круглосуточно, в результате срабатывания датчика движения и т.п.), степень конкретизации обзора видеокамеры, их количество, условные места установки и др.;
- пределы устанавливаемого работодателем видеонаблюдения должны быть ограничены исключительно интересами выполняемой трудовой функции. Без ограничений по рабочему времени конкретного работника может осуществляться только видеонаблюдение за рабочим местом;
- видеонаблюдение за рабочим местом не должно создавать условий для унижения чести и достоинства конкретной личности.
Р.Б. Юльчиев
Государственное учреждение -
Самарское региональное отделение
Фонда социального страхования
Российской Федерации
31.01.2017