Вопрос: Обязана ли организация иметь штатного работника-контролера для предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств, или она может обратиться к сторонней организации для этого? Можно ли на водителя возложить обязанность по его проведению?
Ответ: Организация не обязана иметь штатного работника-контролера, осуществляющего предрейсовый контроль технического состояния автотранспортных средств. Для проведения такого контроля организация вправе обратиться к сторонней организации либо возложить обязанность по проведению контроля технического состояния автотранспортных средств на водителя с его письменного согласия при условии, что водитель соответствует профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к контролеру технического состояния автотранспортных средств.
Обоснование: В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) все организации обязаны обеспечивать техническое состояние транспортных средств в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового контроля и подписи контролера не допускается (п. 10 Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 06.04.2017 N 141 (далее - Порядок N 141)).
Отметка о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства отражается в путевом листе. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов регламентированы Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее - Порядок N 152).
Дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов (п. 16.1 Порядка N 152, п. 4 Порядка N 141).
Профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 (далее - Требования), установлены профессиональные и квалификационные требования к контролеру технического состояния автотранспортных средств.
Согласно пп. 14.1 Требований контролер технического состояния автотранспортных средств должен знать: нормативные акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта; нормативные акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте; устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств; технические требования, предъявляемые к транспортным средствам; основы транспортного и трудового законодательства; правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты. Контролер технического состояния автотранспортных средств должен уметь контролировать техническое состояние автотранспортных средств (пп. 14.2 Требований).
В соответствии с пп. 14.3 Требований к контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:
- наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", за исключением специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
- наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам (п. 2 Требований).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, а также организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (п. 4 ст. 20 Закона N 196-ФЗ).
Таким образом, действующее законодательство указывает на обязательность проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства и содержит требования к уровню знаний и наличию соответствующего профессионального образования у того, кто осуществляет данный контроль, при этом не содержит нормы, обязывающей работодателя иметь штатного работника-контролера. Законодатель лишь указывает, что субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (п. 28 Приложения N 1 к Приказу Минтранса России от 15.01.2014 N 7).
Соответственно, организация не обязана иметь штатного работника-контролера, осуществляющего предрейсовый контроль технического состояния автотранспортных средств, а может обратиться к сторонней организации для проведения такого контроля. При этом специалист сторонней организации также должен соответствовать требованиям, предъявляемым к контролеру технического состояния автотранспортных средств.
С письменного согласия работника работодатель вправе возложить обязанность по проведению предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств на водителя в порядке совмещения (ст. 60.2 Трудового кодекса РФ), если водитель соответствует профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к контролеру технического состояния автотранспортных средств в соответствии с Требованиями, и прошел соответствующую аттестацию.
В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.
19.04.2018