Вопрос: Работодатель зарегистрирован по месту своего нахождения в Московской области (г. Лобня). На работу приняты граждане Таджикистана, осуществляющие свою деятельность на основании патента, выданного в Московской области. Работодатель поставил работников на миграционный учет по своему месту нахождения. В настоящее время работников направляют в командировку на 20 дней в г. Сергиев Посад Московской области для строительства объекта. Работники будут жить в вагончиках-бытовках. Нужно ли в этой ситуации ставить их на миграционный учет по месту строительства объекта?
Ответ: При командировании иностранных работников в пределах субъекта РФ работодатель не обязан ставить их на миграционный учет, что подтверждается судебной практикой. Однако проверяющие органы могут придерживаться иной точки зрения.
Обоснование: По общему правилу работодатель является принимающей стороной для иностранного гражданина (п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ)).
В п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ указано, что место пребывания иностранного гражданина - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания. То есть при осуществлении трудовой деятельности иностранный работник может быть поставлен на миграционный учет как по месту его нахождения (адресу фактического проживания), так и по месту осуществления трудовой деятельности (юридическому либо фактическому адресу организации).
В указанной ситуации работодатель поставил работников на миграционный учет по месту нахождения организации в полном соответствии с действующим законодательством. Однако после этого работники были направлены в командировку в том же субъекте РФ, но в другой населенный пункт сроком на 20 дней.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ постановке на учет по месту пребывания подлежит временно проживающий или временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания. То есть исходя из буквального толкования данной нормы получается, что работодателю необходимо поставить работников на миграционный учет по месту пребывания в месте нахождения их в командировке. Однако каким образом это можно осуществить, учитывая, что фактически работодатель по месту командировки работников не зарегистрирован и не обязан этого делать, так как обособленное подразделение в данной ситуации не возникает (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ), законодательство не поясняет. Официальных разъяснений также не обнаружено.
Однако, по мнению судов, работодатель не обязан ставить работников заново на миграционный учет в данной ситуации.
Так, в одном деле органом миграционного учета к ответственности был привлечен работодатель в соответствии с ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. По мнению проверяющих, у работника при направлении в командировку свыше семи дней изменялось место пребывания, соответственно, организация была обязана поставить работника на миграционный учет по новому месту пребывания. Однако суд не согласился с таким мнением и указал, что работники, в соответствии с их трудовыми договорами, исполняли свои трудовые функции не только непосредственно в офисе, но и на строительных площадках, не имеющих определенных адресов. Законодатель не определяет место пребывания иностранного гражданина как только лишь место его фактического нахождения, оставляя за иностранным гражданином право выбора места пребывания, в том числе и по месту осуществления трудовой деятельности. Фактическое местонахождение работника в любой отрезок времени могло быть установлено компетентными органами через принимающую сторону - его работодателя. Соответственно, у работодателя не возникло каких-либо дополнительных обязанностей по миграционному учету, так как они не предусмотрены миграционным законодательством (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2016 N 05АП-10628/2015 по делу N А51-19887/2015).
Также суды указывают, что перемещение иностранного работника в пределах одного субъекта РФ и его нахождение по иному адресу в данном субъекте не являются изменением места пребывания (новым местом пребывания). Аналогичные выводы содержатся также в Решениях Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 27.02.2017 по делам N N А80-598/2016, А80-599/2016, а также от 15.02.2017 по делам N N А80-600/2016, А80-601/2016, А80-602/2016.
Таким образом, основываясь на точке зрения судов, можно сделать вывод, что у работодателя отсутствует обязанность ставить работников, находящихся в командировке в том же субъекте РФ, на миграционный учет по месту строительства объекта. Однако стоит обратить внимание, что представители МВД России могут быть не согласны с данной точкой зрения. Поэтому рекомендуем обратиться за разъяснением непосредственно в МВД России.
Д.Г. Кичигин
АО Агентство правовой информации
"Воробьевы горы"
Региональный информационный
центр
09.02.2018