Вопрос: Индивидуальный предприниматель без наемных работников, осуществляющий розничную торговлю и применяющий ЕНВД, приобрел и зарегистрировал онлайн-ККТ в 2018 г. После внесения изменений в законодательство решил отказаться от ее использования. Может ли индивидуальный предприниматель сдать ККТ в аренду? Нужно ли установленную онлайн-кассу снимать с учета и как это сделать?
Ответ: При отказе от применения онлайн-кассы индивидуальный предприниматель может сдать ее в аренду. При этом необходимо снять ее с учета в ИФНС России.
Обоснование: Федеральным законом от 27.11.2017 N 337-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ряд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей получили отсрочку от обязательного применения онлайн-ККТ.
В соответствии с п. 2 ч. 7.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД и не имеющие наемных работников, с которыми заключены трудовые договоры, осуществляющие розничную торговлю (пп. 6 и 7 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ), могут не применять ККТ до 01.07.2019.
Предприниматель, решивший отказаться от применения онлайн-кассы в данной ситуации, может продать или сдать в аренду онлайн-кассу, но без фискального накопителя, который зарегистрирован на индивидуального предпринимателя. Это подтверждает Письмо ФНС России от 15.05.2017 N АС-4-20/9012. Покупатель или арендатор, которые будут использовать кассу, должны приобрести новый фискальный накопитель и зарегистрировать аппарат на себя.
Необходимо учитывать обязанность пользователей ККТ, предусмотренную п. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ), - обеспечивать сохранность фискальных накопителей в течение пяти лет с даты окончания их использования в составе контрольно-кассовой техники.
При продаже или сдаче в аренду ККТ надо снять с учета в налоговом органе. Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ определен в ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ. В п. 5 данной статьи сказано, что заявление о снятии ККТ с регистрационного учета подается пользователем в любой территориальный налоговый орган не позднее одного рабочего дня со дня передачи экземпляра ККТ другому пользователю, а в случае хищения или потери - не позднее одного рабочего дня со дня обнаружения факта хищения или потери. В п. 6 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ приведен перечень сведений, которые должны быть указаны в таком заявлении.
Снять онлайн-ККТ с учета можно в личном кабинете на сайте nalog.ru, в ИФНС России или через оператора фискальных данных. В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ заявление о снятии онлайн-ККТ с учета можно подать через любую инспекцию.
Когда индивидуальный предприниматель начнет применять кассу с 01.07.2019, ему придется приобрести новый фискальный накопитель, так как старый накопитель использовать не получится. При снятии с учета ККТ будет сформирован и передан в ИФНС России отчет о закрытии накопителя. Фискальный накопитель регистрируется только на одного пользователя (п. 8 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).
И.А. Прядкина
ООО "КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ"
Региональный информационный центр
28.05.2018