Вопрос: Индивидуальный предприниматель в ноябре 2017 г. заключил трудовые договоры с пятью работниками и зарегистрировался в ФСС РФ как страхователь-работодатель. В мае 2018 г. три работника уволились и на их место приняты по трудовому договору новые работники. Должен ли индивидуальный предприниматель сообщить в ФСС РФ об увольнении работников и представить трудовые договоры с новыми работниками?
Ответ: Индивидуальный предприниматель не обязан сообщать в территориальный орган Фонда социального страхования РФ об увольнении работников, а также представлять трудовые договоры или трудовые книжки работников, с которыми трудовые отношения оформлены после регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя.
Обоснование: В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 6, пп. 1 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) физическое лицо, заключившее трудовой договор с работником, обязано зарегистрироваться в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 календарных дней со дня заключения трудового договора с первым из принимаемых работников.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" регистрация страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, осуществляется в территориальных органах страховщика одновременно с их регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ.
Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц утвержден Приказом Минтруда России от 29.04.2016 N 202н (далее - Порядок).
Пунктом 11 Порядка определено, что для регистрации в качестве страхователя физического лица, заключившего трудовые договоры с работниками, помимо заявления о регистрации необходимы копии документа, удостоверяющего личность физического лица, а также трудовых книжек принятых работников или трудовых договоров, заключенных с этими работниками.
Снятие с регистрационного учета таких страхователей осуществляется территориальным органом ФСС РФ в случаях прекращения трудового договора с последним из принятых работников на основании заявления о снятии с регистрационного учета (п. 21 Порядка).
Указанными нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность страхователей - физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, информировать территориальные органы ФСС РФ об увольнении работников, трудовые договоры с которыми представлены с заявлением о регистрации в качестве страхователя, а также представлять трудовые договоры или трудовые книжки новых работников.
Таким образом, индивидуальный предприниматель не обязан сообщать в территориальный орган Фонда социального страхования РФ об увольнении работников, а также представлять трудовые договоры или трудовые книжки работников, с которыми трудовые отношения оформлены после регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя.
Н.Н. Пирогова
Государственное учреждение -
региональное отделение
Фонда социального страхования
Российской Федерации
по Республике Карелия
09.06.2018