Вопрос: Правомерно ли привлечение к административной ответственности за непрохождение обязательных медосмотров работниками-водителями одновременно по ч. 3 ст. 5.27.1 и по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ?
Ответ: Привлечение к административной ответственности за непрохождение обязательных предрейсовых медосмотров работниками-водителями и по ч. 3 ст. 5.27.1, и по ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является правомерным.
Обоснование: Изменение законодательства об административных правонарушениях за несоблюдение государственных требований трудового законодательства повлекло за собой дифференциацию квалифицированных правонарушений и в некоторых случаях возможность привлечения субъектов ответственности к административным наказаниям, предусмотренным разными составами.
Например, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ для должностных лиц либо юридических лиц стала предусматриваться административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке, в частности, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены).
Данная норма является отсылочной и предусматривает ответственность за допуск к работе водителей при нарушении отдельных норм Приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", Приказа Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств", которым утверждена Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.
Рассматривая состав указанного административного правонарушения, следует учесть, что объектом посягательства в этом случае являются общественные отношения в сфере трудовых прав граждан, то есть тех лиц, которые вступили с работодателем в трудовые отношения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами Роструда либо судьями (ст. 23.12, ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
Вместе с тем федеральным законодательством об административных правонарушениях предусмотрена ответственность для лиц, осуществляющих перевозки пассажиров, багажа или грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом при нарушении ими требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, могут рассматривать органы внутренних дел, органы транспортного надзора, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (в части легковых такси) (ст. ст. 23.3, 23.36, 23.36.1 КоАП РФ).
Как и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, данная норма является отсылочной, предусматривая ответственность в первую очередь за несоблюдение положений ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", которые требуют в целях медицинского обеспечения безопасности дорожного движения проведения обязательных предварительных, периодических (не реже одного раза в два года), предсменных (предрейсовых) и послесменных (послерейсовых) медицинских осмотров.
Объективная сторона обоих правонарушений выражается в одном действии: в первом случае - допуске к работе водителей, а во втором - осуществлении перевозок.
Вместе с тем ключевым моментом в квалификации действий виновных лиц является различие объектов посягательства: во втором случае им являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, то есть направленные на защиту не конкретного круга лиц - работников, а в отношении неограниченного количества субъектов правоотношений - участников дорожного движения.
В силу положений, установленных законодателем, действие (бездействие), совершенное лицом, может содержать составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).
Указанное утверждение подтверждается правовой позицией Верховного Суда РФ, который отметил, что одновременные нарушения ряда обязательных требований влекут за собой возможность привлечения лица, допустившего такие нарушения, к административной ответственности за каждое правонарушение в пределах санкций, в случае если объективная сторона рассматриваемых правонарушений различается и носит самостоятельный характер (Постановления от 19.05.2015 N 305-АД15-4343 и от 01.09.2015 N 303-АД15-7558).
Таким образом, различие общественных отношений, выступающих родовым объектом административных правонарушений, предусмотренных гл. 5 и 12 КоАП РФ, не исключает возможности совершения данных деяний единым действием, в связи с чем привлечение к административной ответственности и по ч. 3 ст. 5.27.1, и по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ является правомерным.
А.А. Бердинских
Государственная инспекция труда
в Кировской обл.
16.07.2018