Вопрос: Работник, возвращаясь из трехдневной командировки в г. Сочи, опоздал на рейс самолета. В связи с этим задержался в месте командировки еще на сутки. Обязана ли организация возмещать командированному работнику сумму уплаченного курортного сбора за лишние сутки, проведенные по вине работника в месте командировки? Если организация возместит сумму уплаченного курортного сбора за лишние сутки, проведенные по вине работника в месте командировки, вправе ли она будет учесть при расчете налога на прибыль эту лишнюю сумму курортного сбора?
Ответ: По нашему мнению, организация не обязана возмещать командированному работнику сумму уплаченного курортного сбора за лишние сутки, проведенные по вине работника в месте командировки из-за опоздания на рейс самолета.
Если организация возместит рассматриваемую сумму, то учесть в расходах по налогу на прибыль сумму уплаченного курортного сбора за лишние сутки, проведенные по вине работника в месте командировки, будет не вправе.
Обоснование: В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (далее - Закон N 214-ФЗ) с 1 мая 2018 г. по 31 декабря 2022 г. в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях вводится плата за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор).
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона N 214-ФЗ курортный сбор устанавливается Законом N 214-ФЗ и вводится законом субъекта Российской Федерации в муниципальных образованиях, входящих в территорию эксперимента.
Плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов (ст. 6 Закона N 214-ФЗ).
В качестве операторов курортного сбора выступают юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.
Размер курортного сбора, порядок и сроки его исчисления, взимания и перечисления в бюджет субъекта РФ, ответственность за нарушение правил взимания и уплаты курортного сбора устанавливаются законами субъектов РФ.
Частью 1 ст. 8 Закона N 214-ФЗ определено, что сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.
В качестве документа, подтверждающего факт уплаты наличными денежными средствами курортного сбора, может использоваться квитанция к приходному кассовому ордеру, выдаваемая в порядке, предусмотренном Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (Письмо ФНС России от 19.04.2018 N ЕД-4-20/7551).
В Законе N 214-ФЗ исключений и льгот по уплате курортного сбора для физических лиц, командированных в экспериментальные регионы, не предусмотрено.
Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ч. 1 ст. 166 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы на проезд; расходы на наем жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (ч. 1 ст. 168 ТК РФ).
Согласно п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, работникам возмещаются расходы на проезд и наем жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации.
Возмещение командированному работнику курортного сбора не является вознаграждением за труд.
Работодатель, установив факт опоздания из командировки, должен затребовать от работника письменное объяснение (ст. 193 ТК РФ).
В случае если работник по уважительным причинам опоздал на рейс самолета из командировки, то для учета расходов, связанных с опозданием, необходимы оправдательные документы.
Если работник задержался в командировке, в табеле учета рабочего времени эти дни будут отмечены буквенным кодом "К" или цифровым "06" без указания отработанных часов.
Если вины работника в опоздании на самолет нет, то работодателю следует возместить работнику сумму курортного сбора за лишние сутки, проведенные в месте командировки. Подобную ситуацию можно закрепить в локальном акте организации.
Учитывая вышесказанное, считаем, что в случае признания работником собственной вины в опоздании на рейс самолета из командировки работодатель не обязан возмещать сумму курортного сбора за лишние сутки, проведенные в месте командировки.
Курортный сбор признается в составе командировочных расходов как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
При этом указанные расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Если организация возместит командированному работнику сумму уплаченного курортного сбора за лишние сутки, проведенные по вине работника в месте командировки из-за опоздания на рейс, при представлении подтверждающего оплату курортного сбора документа (кассового чека, квитанции к приходному кассовому ордеру) (Письма ФНС России N ЕД-4-20/7551, Банка России от 02.04.2018 N 05-45-1/2303, Указание Банка России N 3210-У), то считаем, что учесть при расчете налога на прибыль сумму курортного сбора за лишние сутки возможно. Кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру за уплату курортного сбора в должной степени подтверждают понесенные расходы по налогу на прибыль организаций, так как они подтверждают размер таких расходов и дату их осуществления.
Однако следует заметить, что возможны претензии со стороны налоговых органов по тому основанию, что возмещение командированному работнику суммы уплаченного курортного сбора за лишние сутки, проведенные по вине работника в месте командировки из-за опоздания на рейс самолета, могут быть признаны экономически необоснованными.
В.Н. Дмитриенко
ООО "КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ"
Региональный информационный центр
14.08.2018