Вопрос: Организация получила на расчетный счет из средств федерального бюджета компенсацию расходов на выплату среднего заработка работнику за время нахождения на военных сборах. Учитывается ли сумма компенсации в доходах при исчислении ЕСХН?
Ответ: Поступившая на расчетный счет организации из федерального бюджета сумма компенсации расходов на выплату работнику среднего заработка за время нахождения на военных сборах учитывается в составе доходов при исчислении ЕСХН.
Обоснование: Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает в том числе призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ)).
Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы (п. 1 ст. 54 Закона N 53-ФЗ).
Согласно п. 9 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента Российской Федерации.
Таким образом, прохождение сборов, на которые гражданин был призван в установленном порядке, является обязанностью гражданина.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. При этом компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона N 53-ФЗ расходы, понесенные организациями и гражданами в связи с исполнением Закона N 53-ФЗ, компенсируются работодателям в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Таким образом, выплата среднего заработка, сохраненного за работником в период нахождения им на военных сборах, осуществляется не в силу трудового договора за выполнение работником определенной трудовой функции, а в связи с требованием п. 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ о необходимости сохранения данных выплат работникам, направленным на военные сборы, и положений ст. ст. 165, 170 ТК РФ.
Согласно пп. 2 п. 2, п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (утв. Постановлением Правительства РФ N 704 (ред. от 16.01.2017)) (далее - Правила) в рассматриваемой ситуации организации за счет средств федерального бюджета компенсируются в том числе расходы на выплату работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда).
Выплата компенсации осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу ФСБ (п. 4 Правил).
Пунктом 1 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога учитывают доходы, определяемые в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ, а именно доходы от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
К внереализационным относятся доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ как доходы от реализации. Перечень внереализационных доходов является открытым (ч. 2 ст. 250 НК РФ).
В Письмах Минфина России от 21.07.2010 N 03-03-06/1/473, от 11.11.2011 N 03-03-06/2/170, от 16.08.2013 N 03-03-05/33508 сказано, что денежные средства, полученные организацией в качестве компенсации расходов на выплату работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов, в целях исчисления налога на прибыль относятся к внереализационным доходам (в числе не учитываемых при определении налоговой базы доходов указанные компенсации в ст. 251 НК РФ не поименованы).
Поступившая на расчетный счет из федерального бюджета сумма компенсации расходов на выплату работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов является внереализационным доходом, который учитывается при исчислении ЕСХН по кассовому методу (пп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что поступившая на расчетный счет организации из федерального бюджета сумма компенсации расходов на выплату работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов учитывается в составе доходов для целей исчисления ЕСХН.
В.Н. Дмитриенко
ООО "КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ"
Региональный информационный центр
30.08.2018