Вопрос: На кого из работников - кадровика или бухгалтера - должна быть возложена обязанность подготовки отчета по форме СЗВ-М? Как это оформить?
Ответ: Внутренний порядок составления отчетов по форме СЗВ-М и взаимодействия с органами ПФР страхователь вправе определить самостоятельно. По нашему мнению, целесообразнее вменить указанную обязанность работнику бухгалтерии путем издания приказа, положения о структурном подразделении или закрепив в должностной инструкции.
Обоснование: Форма СЗВ-М, утвержденная Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п, представляется в органы ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, на каждое работающее у страхователя застрахованное лицо с указанием страхового номера индивидуального лицевого счета, фамилии, имени и отчества, его ИНН (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ)).
При этом за непредставление отчета по форме СЗВ-М или представление недостоверных сведений в органы ПФР ответственность возложена на страхователя, а не на конкретного исполнителя страхователя (ст. 17 Закона N 27-ФЗ).
Пенсионное законодательство не регулирует вопросы возложения обязанности по подготовке отчета по форме СЗВ-М у страхователя и порядок организации сдачи ее в органы ПФР.
При этом внутренний порядок составления отчетов и взаимодействия с органами ПФР руководитель организации-страхователя вправе определить самостоятельно путем издания приказа и закрепить конкретное лицо по заполнению формы СЗВ-М и ее представлению в органы ПФР. Также организацию данной работы можно зафиксировать в положении о структурном подразделении, должностных инструкциях.
Учитывая, что сведения формы СЗВ-М корреспондируются с формой расчета по страховым взносам, направляемой страхователем в налоговые органы, которую традиционно заполняют работники бухгалтерии на основании данных учета доходов, начисленных и выплаченных физическим лицам плательщиками, считаем, что обязанность подготовки отчета по форме СЗВ-М целесообразнее возложить на специалиста бухгалтерии. В частности, в Профессиональном стандарте "Бухгалтер" (утв. Приказом Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н) организация исчисления и уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды, составления соответствующей отчетности, а также обеспечение представления налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в соответствующие адреса и в установленные сроки относится к трудовой функции бухгалтера. При этом, полагаем, при необходимости бухгалтер может запросить недостающую информацию в кадрах.
С этой целью, по нашему мнению, при необходимости руководителю организации следует через приказ или положение о структурном подразделении, должностную инструкцию вменить в обязанность работнику бухгалтерии заполнение формы СЗВ-М и сдачу ее в органы ПФР.
В.И. Гавришова
ООО "Бизнес Консалтинг"
06.09.2018