Вопрос: Российская организация, ввиду того что не располагала документально подтвержденными сведениями о технических характеристиках (весе, мощности, производительности и т.п.) оборудования, подала в таможенный орган неполную декларацию. В связи с тем что декларант не представил недостающие сведения в таможенный орган по неполной декларации в установленный срок, работник таможенного органа составил в отношении организации протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ. Насколько законны действия работника таможенного органа?
Ответ: Действия работника таможенного органа в части составления в отношении организации протокола о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неправомерны.
Обоснование: Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указывается в том числе статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 руб.; на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 300 000 руб.
В соответствии со ст. 166 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со ст. 98 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно ст. 98 ТК ТС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
В соответствии с пп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.
В свою очередь, ст. 212 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрено, что, если декларант (в том числе декларант, не обладающий статусом уполномоченного экономического оператора) не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной декларации на товары при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.
При подаче неполной декларации на товары декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня регистрации неполной декларации на товары таможенным органом. Форма обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений установлена Приказом ФТС России от 05.09.2006 N 842 "Об утверждении формы обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений" (далее - обязательство), действующим в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о таможенном деле. При этом ни в обязательстве, ни в решении таможенного органа не указано, что недостающие сведения представляются для проведения таможенного контроля. Кроме того, формы таможенного контроля определены ст. 110 ТК ТС и такой формы таможенного контроля, как представление недостающих сведений при подаче неполной декларации, в этой статье не установлено.
Таким образом, за непредставление в таможенные органы недостающих сведений в срок, установленный таможенным органом, организация не может быть привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ. Также и иными статьями КоАП РФ не предусмотрена ответственность за нарушение данного срока.
Следовательно, действия работника таможенного органа в части составления в отношении организации протокола о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ, по нашему мнению, неправомерны.
Заметим, что раньше ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ имела несколько иную редакцию: непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. И, соответственно, в 2010 г. имелась иная судебная практика по привлечению лиц к административной ответственности за непредставление в таможенные органы недостающих сведений в срок, установленный таможенным органом (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.04.2010 по делу N А28-18185/2009).
Н.А.Дубинский
Учреждение образования
"Витебский государственный
технологический университет"
04.02.2015