Вопрос: Работник представил работодателю заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (ДСВ-1). Работодателю необходимо передать это заявление в территориальный орган ПФР в форме электронного документа. Какой электронной подписью должен быть подписан документ: простой или усиленной?
Ответ: В целях передачи в территориальный орган ПФР заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (для уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию) в форме электронного документа должна применяться, по нашему мнению, усиленная квалифицированная электронная подпись.
Обоснование: Видами электронных подписей являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ)).
Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию возникают на основании поданного лицом заявления о добровольном вступлении в данные правоотношения (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон N 56-ФЗ)).
Заявление может подаваться в территориальный орган ПФР лично гражданином по месту его жительства, через своего работодателя либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 1 ст. 4 Закона N 56-ФЗ).
Работодатель, получивший заявление, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения заявления, направляет его непосредственно в территориальный орган ПФР. При этом работодатель вправе, а в некоторых случаях обязан представлять заявления в территориальный орган ПФР в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются ПФР (ч. 4 ст. 4 Закона N 56-ФЗ). При этом не разъясняется, какой именно вид электронной цифровой подписи должен применяться в целях представления заявлений в форме электронных документов.
Вместе с тем заметим, что другими положениями Закона N 56-ФЗ (касающимися представления реестра застрахованных лиц) на работодателей прямо возложена обязанность по использованию усиленной квалифицированной электронной подписи (ч. 7 ст. 9 Закона N 56-ФЗ).
К тому же следует учитывать, что, в случаях если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, вступившими в силу до 1 июля 2013 г., предусмотрено использование электронной цифровой подписи, используется именно усиленная квалифицированная электронная подпись (ч. 3 ст. 19 Закона N 63-ФЗ).
Закон N 56-ФЗ вступил в силу с 1 октября 2008 г. (ч. 1 ст. 17 Закона N 56-ФЗ). Следовательно, в целях передачи в территориальный орган ПФР заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию должна использоваться, по нашему мнению, усиленная квалифицированная электронная подпись.
Д.И.Шофман
ООО "ФондИнфо"
16.01.2015