Вопрос: Вправе ли налоговый орган при проведении камеральной проверки привлечь в качестве специалиста медицинскую организацию, у которой имеется договор, заключенный с налогоплательщиком, на медицинское обслуживание работников налогоплательщика?
Ответ: Налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не вправе привлечь в качестве специалиста медицинскую организацию, у которой имеется договор, заключенный с налогоплательщиком, на медицинское обслуживание работников налогоплательщика.
Такая медицинская организация не может быть признана не заинтересованной в исходе дела.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Согласно п. 8 указанной статьи НК РФ при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
При этом пп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.
Пунктом 1 ст. 96 НК РФ предусмотрено, что в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.
Следует отметить, что положения ст. 96 НК РФ, как и НК РФ в целом, не содержат запрета на привлечение в качестве специалиста организации. Определяющее значение для решения вопроса о привлечении в качестве специалиста того или иного лица имеет факт наличия у лица специальных знаний и навыков, а также отсутствия у лица заинтересованности в исходе дела.
При этом положения НК РФ не содержат перечня признаков, позволяющих определить, имеется ли у той или иной организации, привлекаемой налоговым органом в качестве специалиста, заинтересованность в исходе дела.
Также положениями НК РФ факт наличия у медицинской организации, привлекаемой налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки в качестве специалиста, договора, заключенного с налогоплательщиком, на медицинское обслуживание работников налогоплательщика не отнесен к основаниям, позволяющим считать данную организацию заинтересованной в исходе дела.
Частью 6 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Однако п. 4 ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что положения указанного Федерального закона не применяются при осуществлении налогового контроля.
Тем не менее, с учетом того что законодатель отнес сам по себе факт наличия гражданско-правового договора к обстоятельствам, ставящим незаинтересованность специалиста под сомнение, считаем привлечение налоговым органом при проведении камеральной проверки в качестве специалиста медицинской организации, состоящей в договорных отношениях с налогоплательщиком, незаконным.
Е.А.Башарин
Юридическая компания "Юново"
07.02.2015