Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
style="max-height: 50vh;">
Вопрос - ответ кадрового производства! Страница 29
style="max-height: 50vh;">
Вопрос: Организация осуществляет производство изделий технического назначения с содержанием драгоценного металла.
Должна ли организация отчитываться по форме 4-СПД и с какой периодичностью? Должна ли она иметь в штате работника с документом (свидетельством) о прохождении обучения по программе "Целевой инструктаж в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и обязаны ли главный бухгалтер и (или) директор иметь документы о специальном обучении работе с драгоценными металлами (отчетность, учет, документооборот)? Необходимо ли иметь перечень работников, которые должны проходить инструктаж в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, а также вести журнал учета проведенного инструктажа?

Ответ: Деятельность организации может подпадать под сферу регулирования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), если она закупает драгметаллы или лом драгметаллов для производства своих изделий. В связи с этим ей необходимо выполнять установленные Законом обязанности для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом:
- представлять отчет по форме 4-СПД (Приложение 1 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 N 245 (далее - Инструкция)) в Росфинмониторинг в течение трех дней после совершения сделки с драгметаллами или ломом драгметаллов либо сделки на сумму равную и свыше 600 000 руб.;
- обучать руководителя и главного бухгалтера, а также других работников, указанных в п. 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 (далее - Положение N 203), в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом;
- вести перечень работников, обязанных проходить инструктаж, а также учет прохождения инструктажа (в форме журнала или другой форме, утвержденной руководителем организации).
Законодательство о драгоценных металлах и драгоценных камнях не предусматривает требований о наличии специального обучения директора или главного бухгалтера учету, отчетности или документообороту.

Обоснование: В соответствии со ст. 2 Закона N 115-ФЗ отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются данным Федеральным законом.
Согласно ст. 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, относятся организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Таким образом, рассматриваемая организация относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, если она закупает драгметаллы или лом драгметаллов для производства изделий.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, а также любая сделка равная и превышающая по сумме 600 000 руб., относится к подлежащим обязательному контролю.
В п. 1 Инструкции, которая предусматривает обязанность подачи формы 4-СПД, указано, что она распространяется на организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом.
Согласно п. 4 ст. 6 Закона N 115-ФЗ сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
Подпункт 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ и пп. "а" п. 4 и п. 8 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 N 209, устанавливают, что данная информация представляется в течение трех дней после совершения операции в формате, установленном Росфинмониторингом.
Таким образом, сведения по форме 4-СПД представляются организацией в Росфинмониторинг в течение трех дней после совершения сделки, подлежащей обязательному контролю, то есть в рассматриваемом случае - сделки с драгметаллами, ломом драгметаллов либо любой сделки на сумму равной и свыше 600 000 руб.
Согласно ст. 3 Закона N 115-ФЗ в состав мер по организации и осуществлению внутреннего контроля входят в том числе назначение лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля, и обучение кадров.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.05.2014 N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" также устанавливаются требования к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования.
Одно из таких требований - прохождение в соответствии с указанным Постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно п. 3 вышеуказанного Постановления требования к подготовке и обучению кадров, в том числе специальных должностных лиц, устанавливаются Росфинмониторингом.
Соответствующая Программа обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждена Приказом Росфинмониторинга от 19.07.2011 N 250 (далее - Программа).
Росфинмониторинг в Информационном письме от 03.09.2012 N 20 "Вопросы, связанные с применением Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667" указывает, что обязанности по организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (противодействия отмыванию доходов/финансированию терроризма) возлагаются на руководителя организации. Однако руководитель в зависимости от особенностей организации может возложить полномочия по принятию решения о действиях организации в отношении выявленной операции (сделки) на иное должностное лицо.
Согласно п. п. 2 и 3 Положения N 203 руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации доходов, в который обязательно включается главный бухгалтер или иное лицо, ответственное за бухгалтерский учет, при отсутствии в штате главного бухгалтера.
В соответствии с п. 10 Положения N 203 обучение в форме целевого инструктажа однократно до начала осуществления своих функций должны пройти в том числе руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо работник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета.
Данное Положение предусматривает и другие виды инструктажа:
- раз в год при изменении законодательства - дополнительный;
- при переводе на другую должность - вводный;
- раз в три года - повышение уровня знаний.
Таким образом, обучение руководителя (директора) организации и ее главного бухгалтера в форме целевого инструктажа, представляющего собой согласно п. 6 Положения N 203 получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях, является обязательным.
Согласно разд. IV Положения N 203 учет прохождения инструктажа ПОД/ФТ ведется обязательно, а его форму и порядок ведения утверждает руководитель организации. Обязательным требованием является подпись работника, подтверждающая прохождение им инструктажа.
Соответственно, обязанность организации вести перечень должностных лиц, подлежащих обучению ПОД/ФТ предусматривает Программа, обязанность организации вести учет инструктажей (необязательно в форме журнала) - Положение N 203.
Таким образом, в связи с тем что рассматриваемая организация может относиться к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, она должна выполнять обязанности, предусмотренные законодательством в сфере ПОД/ФТ, в том числе:
- представление отчета по утвержденной Росфинмониторингом форме в течение трех дней после совершения сделки с драгметаллами, их ломом либо другой сделки, если ее сумма равна и больше 600 000 руб.;
- обучение ряда лиц, среди которых руководитель и главный бухгалтер, в том числе и в форме целевого инструктажа, однократно перед вступлением в должность;
- ведение перечня лиц, которые подлежат обучению по ПОД/ФТ, и учета обучения этих лиц (возможно в форме журнала или в другой утвержденной руководителем организации форме).
Нормативные акты, касающиеся учета драгоценных металлов (Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденная Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н), не обязывают главного бухгалтера и (или) директора организации проходить специальное обучение по учету драгоценных металлов, ведению отчетности и организации документооборота.

Л.Н.Пелипенко
Группа компаний
"Аналитический Центр"
13.02.2015



style="max-height: 50vh;">
 
Страница 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28 >> 29 >> 30
правое меню
Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:
Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!