Вопрос: Инструкция Банка России от 17.06.2014 N 154-И "О порядке оценки системы оплаты труда в кредитной организации и порядке направления в кредитную организацию предписания об устранении нарушения в ее системе оплаты труда" (далее - Инструкция N 154-И) разделяет принципы материального вознаграждения работников подразделений, управляющих рисками, и работников подразделений, принимающих риски. В п. 2.1 (абз. 2) дано расширенное понятие подразделений, осуществляющих управление рисками, - это подразделения, осуществляющие на уровне отдельных портфелей, направлений деятельности и по банку в целом выявление и оценку рисков, установление предельных значений рисков, определение потребности в капитале на их покрытие, а также контроль за соблюдением указанных ограничений.
Таким подразделением в банке считается Департамент анализа и контроля рисков в полном составе. Одно из управлений, входящих в состав Департамента анализа и контроля рисков, занимается оценкой финансового состояния потенциальных заемщиков, составляет экспертное заключение на кредитный комитет о возможности выдачи ссуды, об отнесении будущей ссуды в соответствующую категорию качества, предварительно исчисляет размер резерва на возможные потери. Кредитный комитет принимает окончательное решение о выдаче ссуды, категории качества ссуды и утверждает соответствующий размер исчисленного резерва на возможные потери. В дальнейшем данное управление проводит мониторинг финансового состояния заемщиков, составляет профессиональные суждения, а также (при необходимости) инициирует перевод ссуды в другую категорию качества, исчисляет сумму корректировки размера резерва на возможные потери. Кроме того, отдельные работники данного Департамента являются членами (с правом голоса) коллегиальных органов (кредитного комитета, комитета по активам и пассивам, комитета по финансовым институтам), принимающих решения, несущие риски (п. 1 Приложения 2 к Инструкции N 154-И).
Подпадает ли описанная выше деятельность управления под определение подразделения, управляющего рисками? Может ли банк относить всех работников Департамента анализа и контроля рисков к категории работников, управляющих рисками, и использовать для выработки критериев оплаты их труда (фиксированной и нефиксированной ее части) п. 2.5 Инструкции N 154-И? Или на работников указанного выше управления и (или) работников Департамента анализа и контроля рисков, являющихся членами коллегиальных органов, принимающих решения, несущие риски, распространяется п. 2.4 Инструкции N 154-И?
Ответ: Банку следует всех работников Департамента анализа и контроля рисков (функции которого указаны в вопросе), в том числе членов коллегиальных органов управления банка, принимающих решения о совершении операций и сделок, влекущих риски, признать относящимися к категории осуществляющих управление рисками. Как следствие, система оплаты труда для работников данного подразделения должна быть разработана банком с учетом подходов, закрепленных п. 2.5 Инструкции Банка России от 17.06.2014 N 154-И "О порядке оценки системы оплаты труда в кредитной организации и порядке направления в кредитную организацию предписания об устранении нарушения в ее системе оплаты труда" (далее - Инструкция N 154-И).
Обоснование: Как следует из содержания ст. 24 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1), в целях обеспечения финансовой надежности кредитные организации в числе прочего обязаны создать системы:
управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, соответствующие характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, с учетом установленных Банком России требований к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации, банковской группы;
оплаты труда как в целом, так и в части оплаты труда лиц, указанных в ст. 60 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ), руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации и иных руководителей (работников), принимающих решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок, результаты которых могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение иных ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, включая основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации, в том числе возможность сокращения или отмены выплат в случае негативного финансового результата в целом по кредитной организации или по соответствующему направлению ее деятельности.
Статьей 57.3 Закона N 86-ФЗ Банку России предоставлено право оценивать в порядке, установленном нормативным актом Банка России, систему оплаты труда кредитной организации в части, связанной с результатом управления рисками, как в целом, так и в части оплаты труда лиц, указанных в ст. 60 Закона N 86-ФЗ, руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации и иных руководителей (работников), принимающих решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок, результаты которых могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение иных ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, включая основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации.
Порядок оценки Банком России системы оплаты труда кредитной организации установлен Инструкцией N 154-И, согласно п. 1.3 которой система оплаты труда признается соответствующей характеру и масштабу совершаемых ею операций, результатам ее деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков в случае выполнения кредитной организацией условий, указанных в гл. 2 Инструкции N 154-И, с учетом особенностей, определенных гл. 3 Инструкции N 154-И.
Глава 2 Инструкции N 154-И к числу условий признания системы оплаты труда соответствующей характеру и масштабам совершаемых кредитной организации операций, результатам деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков относит:
1) утверждение (одобрение) Советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации документов, устанавливающих порядок (п. 2.1 Инструкции N 154-И):
1.1) определения размеров окладов (должностных окладов), компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, не связанных с результатами деятельности (далее - фиксированная часть оплаты труда) единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа (далее - члены исполнительных органов);
1.2) определения размера, форм и начисления членам исполнительных органов и иным руководителям (работникам), принимающим решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок, результаты которых могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение иных ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, включая основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации (далее - иные работники, принимающие риски), а также работникам подразделений, осуществляющих внутренний контроль, и подразделений, осуществляющих на уровне отдельных портфелей, направлений деятельности и по кредитной организации в целом выявление и оценку рисков, установление предельных значений рисков, определение потребности в капитале на их покрытие, а также контроль за соблюдением указанных ограничений (далее - подразделения, осуществляющие управление рисками), компенсационных и стимулирующих выплат, связанных с результатами их деятельности (далее - нефиксированная часть оплаты труда);
2) обеспечение кредитной организацией полноты содержания ее внутренних документов, устанавливающих систему оплаты труда, путем закрепления во внутренних документах (п. 2.3):
2.1) положений, в соответствии с которыми общий по кредитной организации размер нефиксированной части оплаты труда определяется с учетом количественных и качественных показателей, позволяющих учитывать все значимые для кредитной организации риски, а также доходность деятельности кредитной организации (Примеры количественных и качественных показателей для корректировки вознаграждений приведены в Приложении 1 к Инструкции N 154-И);
2.2) перечня работников, принимающих риски (помимо членов исполнительных органов кредитной организации), включающего в том числе работников кредитной организации, указанных в Приложении 2 к Инструкции N 154-И;
3) учет уровней рисков, которым подвергается (подверглась) кредитная организация в результате действий работников кредитной организации при определении размеров оплаты труда, в том числе (п. 2.4):
3.1) для подразделений кредитной организации, осуществляющих операции (сделки), несущие риски (по направлениям деятельности), расчет нефиксированной части оплаты труда производится с учетом количественных показателей, характеризующих принимаемые кредитной организацией в рамках деятельности этих подразделений риски и планируемую доходность этих операций (сделок), величины собственных средств, необходимых для покрытия принятых рисков, объема и стоимости заемных и иных привлеченных средств, необходимых для покрытия непредвиденного дефицита ликвидности;
3.2) для членов исполнительных органов и иных работников, принимающих риски, при расчете целевых показателей вознаграждений (до корректировок) на планируемый период не менее 40 процентов общего размера вознаграждений составляет нефиксированная часть оплаты труда, которая определяется в зависимости от занимаемой должности и уровня ответственности;
3.3) внутренними документами кредитной организации предусматривается и применяется к членам исполнительных органов и иным работникам, принимающим риски, отсрочка (рассрочка) и последующая корректировка не менее 40 процентов нефиксированной части оплаты труда исходя из сроков получения финансовых результатов их деятельности (на срок не менее трех лет, за исключением операций, окончательные финансовые результаты которых определяются ранее указанного срока), включая возможность сокращения или отмены нефиксированной части оплаты труда при получении негативного финансового результата в целом по кредитной организации или по соответствующему направлению деятельности (в том числе путем определения размера выплат в рамках нефиксированной части оплаты труда и их начисления по прошествии периодов, достаточных для определения результатов деятельности);
3.4) внутренними документами кредитной организации предусматривается и применяется к членам исполнительных органов и иным работникам, принимающим риски, сочетание денежной и неденежной формы оплаты труда, чувствительной к результатам деятельности и уровню рисков, принимаемых кредитной организацией (в случае отсутствия соответствующей неденежной формы оплаты труда договорами с работниками предусматривается корректировка отсроченной (рассроченной) части вознаграждений с учетом изменения стоимости акций (производных от них финансовых инструментов) кредитной организации на даты, предусмотренные системой оплаты труда);
4) организацию должным образом деятельности указанных в пп. 2.2.1 - 2.2.3 п. 2.2 Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16.12.2003 N 242-П) подразделений, осуществляющих внутренний контроль, и подразделений, осуществляющих управление рисками (при отсутствии отдельного структурного подразделения - деятельность работников кредитной организации, имеющих соответствующие функции по управлению рисками), в том числе когда (п. 2.5):
4.1) обеспечена независимость размера фонда оплаты труда подразделений, осуществляющих внутренний контроль, и подразделений, осуществляющих управление рисками, от финансового результата структурных подразделений (органов), принимающих решения о совершении банковских операций и иных сделок;
4.2) в системе оплаты труда учитывается качество выполнения работниками подразделений, осуществляющих внутренний контроль, и подразделений, осуществляющих управление рисками, задач, возложенных на них положениями (аналогичными внутренними документами) о соответствующих подразделениях кредитной организации;
4.3) в общем объеме вознаграждений, выплачиваемых работникам подразделений, осуществляющих внутренний контроль, и подразделений, осуществляющих управление рисками, фиксированная часть оплаты труда составляет не менее 50 процентов.
Как указано в тексте вопроса, банк признает подразделением, осуществляющим управление рисками, Департамент анализа и контроля рисков в полном составе (далее - Департамент). Однако у банка имеются сомнения в квалификации функционала, вмененного одному из подразделений, входящих в структуру Департамента (далее - управление), как деятельности по управлению рисками. В обязанности работников управления, как это следует из предоставленной банком информации, входят:
- оценка финансового состояния потенциальных заемщиков;
- составление экспертного заключения, включающего предварительную оценку категории качества ссуды и величину резерва на возможные потери по ссуде, для представления кредитному комитету банка для принятия последним решения о возможности выдачи ссуды, об отнесении будущей ссуды в соответствующую категорию качества, предварительно исчисляет размер резерва на возможные потери;
- мониторинг финансового состояния заемщиков, составление профессиональных суждений, а также (при необходимости) инициирование переклассификации категории качества ссуды и исчисление суммы корректировки резерва на возможные потери.
Обеспечение на уровне организационной структуры кредитной организации разделения функций, связанных с принятием рисков, и управления ими так, чтобы осуществление операций (сделок), ведущих к принятию рисков, и управление рисками (идентификация, оценка, мониторинг рисков, подготовка внутренней отчетности по существенным для кредитной организации рискам) не относились к функциям одного подразделения, является одним из условий эффективной организации кредитной организацией внутренних процедур оценки достаточности капитала (далее - ВПОДК). В связи с этим кредитной организации важно четко определить задачи, компетенцию и обязанности подразделений, ответственных за принятие рисков, и подразделений, ответственных за управление ими. На это указано в п. 2.2 гл. 2 Приложения к Письму Банка России от 29.06.2011 N 96-Т "О Методических рекомендациях по организации кредитными организациями внутренних процедур оценки достаточности капитала" (далее - Письмо N 96-Т).
Принципы совершенствования корпоративного управления Базельского комитета по банковскому надзору (текст неофициального перевода данного документа Базельского комитета по банковскому надзору доведен до сведения кредитных организаций Российской Федерации Письмом Банка России от 06.02.2012 N 14-Т) (далее - Рекомендации Базельского комитета) предусматривают наличие в кредитной организации эффективной системы контроля и службы управления рисками (включая главного управляющего рисками или эквивалентную должность), наделенных достаточными полномочиями, имеющих должный статус, независимость, ресурсы и доступ к совету директоров (принцип 6). Как на это указано в п. 69 Рекомендаций Базельского комитета, управление рисками обычно заключается в следующем:
- идентификация основных рисков, которым подвергается кредитная организация;
- оценка этих рисков и степень подверженности им;
- отслеживание объемов рисков и расчет капитала на их покрытие на постоянной основе (т.е. планирование капитала);
- мониторинг и оценка решений по принятию определенных рисков, мер, направленных на смягчение рисков, и соответствия принимаемых решений утвержденным советом директоров целевым показателям устойчивости к риску/риск-аппетита и политике по управлению рисками;
- представление отчетов исполнительным органам и, в предусмотренных случаях, совету директоров по всем указанным вопросам.
Служба управления рисками отвечает за осуществление мер по идентификации, оценке, мониторингу и ограничению или смягчению рисков и за представление отчетов о степени подверженности рискам. Должны учитываться все виды рисков, которым может подвергаться кредитная организация, - балансовые, внебалансовые, на уровне группы, портфеля, направления деятельности, с учетом взаимного наложения рисков (в частности, возрастает степень размытия границ между рыночным и кредитным рисками и между кредитным и операционным). При этом уровень агрегированного риска должен сопоставляться с утвержденными советом директоров значениями целевых показателей устойчивости к риску/риск-аппетита (п. 75 Рекомендаций Базельского комитета).
Риски должны идентифицироваться и отслеживаться на постоянной основе на уровне группы и отдельных организаций, уровень развитости инфраструктур управления рисками, комплаенса и внутреннего контроля должен соответствовать профилю рисков кредитной организации, вносимые изменения не должны отставать от изменений профиля рисков (в том числе их возрастания) и внешней среды рисков. В этом заключается принцип 7 Рекомендаций Базельского комитета. При этом анализ рисков проводится с количественной и качественной стороны. Определение уровня риска является основным элементом управления рисками, но, если уделять чрезмерное внимание определению размеров и моделированию рисков в ущерб другим элементам управления рисками, можно прийти к результатам, не в полной мере отражающим риски и необходимые меры по ограничению рисков (п. 80 Рекомендаций Базельского комитета).
Кроме идентификации и оценки рисков, служба управления рисками согласно п. 86 Рекомендаций Базельского комитета должна определять способы управления рисками. В одних случаях служба управления рисками может дать указание хеджировать риски или отказаться от них, чтобы ограничить подверженность рискам. В других случаях достаточно просто отправить отчет о рисковых позициях и осуществлять их мониторинг, чтобы риски не выходили из-под контроля и находились в установленных кредитной организацией пределах. Оба варианта имеют право на существование, если только независимость службы управления рисками не нарушена.
В разд. II "Рекомендации по управлению отдельными видами рисков" Приложения 1 к Приложению к Письму N 96-Т изложены рекомендации Банка России относительно процедур управления рисками, присущими банковскому бизнесу. В п. 1 разд. II Приложения 1 к Приложению к Письму N 96-Т Банк России рекомендует, чтобы процедуры по управлению кредитным риском в том числе устанавливали:
- порядок предоставления ссуд и принятия решений об их выдаче;
- методики определения и порядок установления лимитов (лимита риска на одного заемщика (группу связанных заемщиков), на отрасль (сектор) экономики, прочих лимитов);
- методологию оценки финансового положения контрагентов (заемщиков), качества ссуд, определения размера требований к собственным средствам (капиталу);
- стандартные требования, предъявляемые к обеспечению (пп. 1.1 п. 1 разд. II Приложения 1 к Приложению к Письму N 96-Т).
По мнению Банка России, к функциям подразделения, ответственного за управление кредитным риском, следует относить в том числе (пп. 1.3 п. 1 разд. II Приложения 1 к Приложению к Письму N 96-Т):
- разработку методологии оценки кредитного риска;
- тестирование систем оценки кредитного риска и мониторинг уровня и профиля принятого кредитного риска;
- разработку и анализ внутренней отчетности по кредитному риску;
- внедрение внутренних систем оценки кредитного риска, обеспечение единообразия применения данных систем подразделениями кредитной организации, в том числе расположенными в разных регионах.
На основании изложенного мы считаем, что вмененный работникам управления функционал позволяет отнести это структурное подразделение к числу осуществляющих управление рисками.
Как справедливо отмечено банком, из содержания п. 2.1 Инструкции N 154-И следует вывод о том, что в целях данного нормативного акта и, следовательно, требований ст. 24 Закона N 395-1 под подразделениями, осуществляющими управление рисками, понимаются подразделения кредитной организации, в функционал которых входят выявление и оценка рисков, установление предельных значений рисков, определение потребности в капитале на их покрытие, а также контроль за соблюдением указанных ограничений на уровне отдельных портфелей, направлений деятельности и по кредитной организации в целом.
Принимающими риски работниками кредитной организации исходя из содержания Инструкции N 154-И следует признать членов исполнительных органов кредитной организации и лиц, соответствующих критериям, установленным Приложением 2 к данному нормативному акту, а также иных работников в толковании, придаваемом данному понятию п. 2.1 Инструкции N 154-И.
К последней из перечисленных категорий работников кредитной организации, на наш взгляд, относятся члены кредитного комитета, комитета по активам и пассивам, комитета по финансовым институтам и других коллегиальных органов, в компетенцию которых входит принятие решений об осуществлении кредитной организацией операций и сделок, результаты которых могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение иных ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, включая основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации. Следуя данной логике, работников Департамента, являющихся членами указанных коллегиальных органов, в целях установления системы оплаты труда следует отнести к категории "иные работники, принимающие риски".
Вместе с тем законодательные и нормативные акты, а также международные подходы к корпоративному управлению в кредитных организациях презюмируют независимость службы управления рисками, которая должна быть обеспечена и в случае представительства работников данной службы в коллегиальных органах кредитной организации, принимающих решения о совершении операций и сделок, влекущих риски. По нашему мнению, цель участия службы управления рисками в работе названных органов кредитных организаций заключается в доведении до сведения соответствующего уполномоченного органа объективной и независимой информации об основных рисках, которым подвергается кредитная организация в результате совершения операции (сделки), являющейся предметом обсуждения.
Независимость службы управления рисками обеспечивается, в числе прочего, посредством определения для ее работников такой системы оплаты труда, которая исключает влияние на величину и структуру выплачиваемых им вознаграждений финансовых результатов деятельности структурных подразделений (органов), принимающих решения о совершении банковских операций и сделок. Такой вывод следует из содержания п. 2.5 Инструкции N 154-И и Приложения 1 к ней.
На основании изложенного мы полагаем, что целям и подходам, заложенным в ст. 24 Закона N 395-1 и Инструкцию N 154-И, соответствует признание всех работников Департамента (в том числе членов коллегиальных органов управления банка, принимающих решения о совершении операций и сделок, влекущих риски) относящимися к категории "осуществляющие управление рисками". Как следствие, система оплаты труда для работников данного подразделения должна быть разработана банком с учетом подходов, закрепленных п. 2.5 Инструкции N 154-И.
Аудиторско-консультационная группа
"Коллегия Налоговых Консультантов"
18.02.2015