Вопрос: В организации утвержден перечень должностей работников, работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Должность пилота включена в данный перечень. Периодически пилоты направляются в учебный центр, который является дочерней организацией, для прохождения учебы, курсов повышения квалификации и тренировки на тренажере. Относится ли разъездной характер работы только к выполнению полетов или он относится и к другим поездкам, осуществляемым пилотами? Должен ли работодатель оформлять командировку при направлении пилота в учебный центр? Каков порядок оплаты времени нахождения пилота в учебном центре?
Ответ: Разъездной характер работы, отражающий трудовую функцию, относится ко всем видам работ, выполняемых пилотами, в том числе к поездкам в учебный центр.
При направлении пилота в учебный центр командировка не оформляется.
Время нахождения в учебном центре оплачивается в соответствии с положением об оплате труда, принятым в организации. Кроме того, пилотам возмещаются расходы, связанные со служебными поездками, предусмотренные ст. 168.1 Трудового кодекса РФ.
Обоснование: Законодательство не содержит определения понятия "разъездной характер работы".
Работа, носящая разъездной характер, должна отражать трудовую функцию работника (то есть быть постоянной, в отличие от командировки, носящей временный характер и определенной сроком), которая определяется при заключении трудового договора.
Согласно п. 5 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139 (далее - Положение), рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя.
Время работы члена экипажа на земле между полетными сменами включает в себя, в том числе, время прохождения предварительных подготовок к полетам, разборы полетов, профессиональную учебу, тренировки на тренажерах, проверку знаний, оформление полетной и другой служебной документации, изучение документов, регламентирующих организацию, обеспечение и выполнение полетов (пп. "а" п. 14 Положения).
Таким образом, профессиональная учеба и тренировки на тренажерах относятся к рабочему времени пилотов и являются составляющей трудовой функции.
Учитывая изложенное, разъездной характер работы, отражающий трудовую функцию, относится ко всем видам работ, выполняемых пилотами, в том числе к поездкам в учебный центр.
Исходя из определения командировки, данного в ст. 166 ТК РФ, служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
В связи с этим при направлении пилота в учебный центр командировка не оформляется.
Порядок оплаты времени нахождения пилота в учебном центре определяется в соответствии с положением об оплате труда, принятым в организации.
Кроме того, работникам, имеющим разъездной характер работы, возмещаются расходы, связанные со служебными поездками, предусмотренные ст. 168.1 ТК РФ.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, а также могут устанавливаться трудовым договором.
О.В.Кузнецова
Министерство труда и
социальной защиты
Российской Федерации
30.03.2015