Вопрос: Организация приобрела для своего работника деловой проездной на авиаперевозки пассажира (10 перелетов туда - обратно). Работник, не использовав данный проездной полностью, был уволен. Правомерно ли требование к авиакомпании о возвращении денег организации за неиспользованные перелеты?
Ответ: Требование организации к авиакомпании о возвращении денег за неиспользованные перелеты по приобретенному деловому проездному для работника, который впоследствии уволился, неправомерно, поскольку организация не является стороной договора авиаперевозки и не имеет права предъявлять требования, вытекающие из договорных отношений между работником и авиакомпанией.
Обоснование: Пункты 1 и 2 ст. 784 Гражданского кодекса РФ устанавливают, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Пункты 1 и 2 ст. 786 ГК РФ гласят, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
Оплата перелетов физических лиц регулируется специальным законом - Воздушным кодексом РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ.
Пункт 1 ст. 103 ВК РФ гласит, что по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа - и провоз этого багажа.
Таким образом, сторонами по договору воздушной перевозки выступают перевозчик и пассажир.
Пункт 2 ст. 105 ВК РФ закрепляет, что договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяются соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
Прекращение договора перевозки возможно по инициативе перевозчика (ст. 107 ВК РФ) и по инициативе пассажира (ст. 108 ВК РФ). Следовательно, только у пассажира имеется право на расторжение договора и получение денежных средств за неиспользованный билет.
Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 N 09АП-9100/2014-ГК (оставленном без изменения Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2014 N Ф05-10186/14) было указано, что, как следует из материалов дела, авиабилет был оформлен на имя пассажира - физического лица, по конкретному маршруту, на 8 полетов туда - обратно.
Законодательством РФ установлена исключительная ответственность перевозчика за нарушение обязательств непосредственно перед пассажиром.
Проведение организацией-работодателем оплаты перевозки гражданина не делает ее стороной договора воздушной перевозки пассажира.
Следовательно, требования организации неправомерны.
В.Д.Пичужкин
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
01.04.2015