Вопрос: Следует ли российской организации в 2015 г. выплачивать работникам - гражданам государств - членов Евразийского экономического союза, временно пребывающим в РФ, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет? Если да, то с какого момента? Каким образом определять средний дневной заработок и в каком размере выплачивать пособие по уходу за ребенком?
Ответ: Российской организации следует в 2015 г. выплачивать работникам - гражданам государств - членов Евразийского экономического союза, временно пребывающим в РФ, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет при наступлении страхового случая с 01.01.2015. Средний дневной заработок этих работников для исчисления пособий следует определять исходя из МРОТ (5965 руб.), пособие по уходу за ребенком следует выплачивать в минимальном размере, установленном законом (2718,34 руб. при уходе за первым ребенком).
Обоснование: В соответствии с ч. 4.1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, указанными в ч. 1 ст. 2.1 Закона N 255-ФЗ, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.
В то же время согласно ч. 2 ст. 1.1 Закона N 255-ФЗ в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данным Федеральным законом, применяются правила международного договора РФ.
На основании п. 3 ст. 98, п. 5 ст. 96 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор), вступившего в силу с 01.01.2015, социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
Социальное обеспечение (социальное страхование) - обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование.
Таким образом, граждане государств - членов Евразийского экономического союза, работающие в РФ по найму, временно пребывающие в РФ, с 01.01.2015 имеют право на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет наравне с гражданами РФ и, соответственно, российской организации следует выплачивать таким работникам пособия при наступлении страхового случая с 01.01.2015.
Если работник - гражданин государства - члена Евразийского экономического союза, временно пребывающий в РФ, впервые принимается на работу в 2015 г., то в расчетный период (два предыдущих календарных года - ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ) он не имел заработка, начисленного в РФ.
Если же такой работник был принят на работу до 2015 г., то с его заработной платы страховые взносы в ФСС РФ в расчетном периоде не начислялись и не уплачивались, так как до 01.01.2015 он не подлежал обязательному социальному страхованию в РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2015).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Следовательно, и в случае приема такого работника на работу до 2015 г. он в расчетный период не имел заработка, который можно включить в средний заработок для исчисления пособий.
Согласно ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 данной статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ).
На основании изложенного полагаем, что в 2015 г. средний дневной заработок работников - граждан государств - членов Евразийского экономического союза, временно пребывающих в РФ, для исчисления пособий следует определять исходя из МРОТ (5965 руб.).
Поскольку ежемесячное пособие по уходу за ребенком, исчисленное исходя из МРОТ, в 2015 г. составляет 2386 руб. (5965 x 40% - ч. 5.2 ст. 14, ч. 1 ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ), а минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком составляет 2718,34 руб. (ст. ст. 15, 4.2 Закона N 81-ФЗ), пособие по уходу за ребенком таким работникам следует выплачивать в минимальном размере, установленном законом.
С.М.Лазутин
ООО "М-СТАЙЛ"
Региональный информационный центр
25.05.2015