Вопрос: В организации, имеющей обособленные подразделения, началась выездная налоговая проверка. В решении о проведении выездной проверки сказано только о проверке самой организации, перечня обособленных подразделений нет. Вправе ли налоговый орган проводить выездную налоговую проверку в отношении обособленных подразделений? Может ли меняться состав лиц, осуществляющих выездную налоговую проверку налогоплательщика?
Ответ: При проведении выездной налоговой проверки организации в целом налоговый орган вправе одновременно проверять деятельность ее обособленных подразделений, дополнительного указания на это в решении о проведении выездной налоговой проверки не требуется. Состав должностных лиц налогового органа, осуществляющих выездную налоговую проверку налогоплательщика, может меняться. Изменение состава проверяющих подлежит оформлению решением о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки.
Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, за исключением вынесения решения о проведении такой проверки в отношении и организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, и организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково". Абзацем 4 этой же нормы предусмотрено исключение из общего правила относительно проведения самостоятельной выездной налоговой проверки филиала или представительства организации. В данном случае решение о проведении выездной налоговой проверки филиала или представительства выносится налоговым органом по месту нахождения такого обособленного подразделения. Также п. 7 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
Отсутствие необходимости дополнительно указывать в решении о проведении выездной налоговой проверки организации перечень ее обособленных подразделений, деятельность которых также подлежит проверке, обусловлено тем, что обособленные подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками в смысле, придаваемом этому понятию законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов. Частью 1 ст. 19 НК РФ определено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Из ч. 2 этой же статьи следует, что в порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Из совокупности изложенных законоположений следует, что в рассматриваемом вопросе в качестве налогоплательщика, подлежащего выездной налоговой проверке, выступает организация в целом. Проверке подлежит в том числе деятельность ее обособленных подразделений. НК РФ не предусмотрено проведение налоговым органом самостоятельной выездной налоговой проверки обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством организации (см. также п. 1.4 Письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622, Письмо Минфина России от 28.03.2011 N 03-02-08/32).
Форма решения о проведении выездной налоговой проверки в соответствии с полномочиями, предоставленными п. 2 ст. 89 НК РФ, утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. В п. 3 формы решения о проведении выездной налоговой проверки предусмотрено отражение должностных лиц налогового органа, которым поручается проведение выездной налоговой проверки. Приказом ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@ в том числе утверждена форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки. Данной формой решения предусмотрена возможность изменения состава должностных лиц, проводящих выездную налоговую проверку. Возможность изменения состава должностных лиц налогового органа, проводящих выездную налоговую проверку, обусловлена объективными факторами (возможная болезнь, увольнение работников и т.д.) и не противоречит положениям законодательства о налогах и сборах, так как выездная налоговая проверка проводится налоговым органом на основании решения его руководителя (заместителя руководителя). То есть существенными юридическими условиями проведения проверки являются ее осуществление уполномоченным налоговым органом должностными лицами, уполномоченными на то руководителем либо его заместителем.
А.Ю.Васильев
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
27.01.2016