Вопрос: Коммерческая организация, расположенная в г. Москве, имеет обособленное подразделение в г. Мурманске. Работники обособленного подразделения пользуются предоставленным им правом компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Часть работников обособленного подразделения ездит в отпуск личным транспортом, причем использует внедорожники и минивэны с объемом двигателя более 3000 куб. см, у которых, соответственно, достаточно большой расход топлива.
Во избежание таких расходов работодатель принял локальный акт, в котором установил, что стоимость проезда работника личным транспортом к месту отпуска и обратно возмещается исходя из стоимости железнодорожного билета (плацкарты) до места отпуска и обратно.
Не нарушают ли подобные положения локального акта организации права работников?
Ответ: Установление в локальном акте положений о возмещении стоимости проезда работнику, работающему в районе Крайнего Севера, исходя из стоимости проезда к месту отпуска и обратно не автомобилем, на котором ездил работник, а иным транспортом неправомерно, так как это ухудшает права работника по сравнению с правами, предоставленными ему нормами трудового законодательства и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 325 Трудового кодекса РФ работодатель обязан один раз в два года компенсировать лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стоимость оплаты проезда и провоза багажа в пределах территории России к месту использования отпуска и обратно.
Размер, условия и порядок компенсации работникам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, а также документы, которыми эти размер, условия и порядок установлены, различаются в зависимости от категории работодателей.
Так, в отношении работодателей - организаций, не относящихся к бюджетной сфере, размер, условия и порядок компенсации работникам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно определяются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (ч. 8 ст. 325 ТК РФ).
При этом ч. 3 ст. 325 ТК РФ установлено, что оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. ТК РФ не предоставляет работодателю право производить оплату стоимости проезда работника исходя из стоимости проезда иным транспортом.
По мнению Верховного Суда РФ, изложенному в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014), в случае, когда локальным актом организации порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда работника к месту использования отпуска личным транспортом не предусмотрен, - к данным спорным правоотношениям применимы Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 (далее - Правила), устанавливающих оплату льготного проезда в организациях, финансируемых из федерального бюджета.
В связи с этим, если локальный акт, устанавливающий размер, условия и порядок компенсации работникам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, работодателем принят, по нашему мнению, в силу ч. 4 ст. 8 ТК РФ этот локальный акт не должен ухудшать положение работника по сравнению с порядком, установленным ст. 325 ТК РФ и указанными выше Правилами.
Пункт 8 Правил обязывает работодателя компенсировать расходы работника на проезд к месту отпуска и обратно в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования.
В связи с этим устанавливать в локальном акте возмещение стоимости проезда работнику, работающему в районе Крайнего Севера, исходя из стоимости железнодорожного билета (плацкарты) к месту отпуска и обратно неправомерно.
А.Г.Комягина
ЗАО "ТЛС-ГРУП"
Региональный информационный центр
17.06.2015