циальной оценки условий труда следует заполнять декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда? Ее необходимо оформлять на каждое рабочее место отдельно или все рабочие места перечисляются в одной декларации?
Ответ: По нашему мнению, оба способа оформления декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда являются допустимыми и не противоречат законодательству. В случае если на каждое рабочее место оформляется отдельная декларация, то при наличии аналогичных рабочих мест сведения обо всех аналогичных рабочих местах вносятся в одну декларацию.
Обоснование: Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда оформляется по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (далее - Приказ Минтруда России N 80н). Никакие другие бланки использовать нельзя (п. 7 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России N 80н). Заполнить декларацию нужно по данным отчета о проведении спецоценки.
В соответствии с п. 6 указанного Порядка подачи декларации в случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковым в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
При этом Закон N 426-ФЗ не содержит четкого указания, должна ли оформляться одна декларация на все декларируемые рабочие места или отдельная на каждое рабочее место.
Но исходя из п. 8 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н, существует мнение, что декларация подается в отношении каждого рабочего места.
Однако из Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда", который внес изменения в Закон N 426-ФЗ с 01.05.2016, следует, что декларация может быть оформлена и одна сразу на все декларируемые рабочие места. Так, в новом Законе сказано, что в отношении рабочих мест, условия труда на которых по состоянию на 01.05.2016 по результатам исследований (испытаний) и измерений признаны оптимальными или допустимыми (кроме рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ), работодатель должен подать уточненную декларацию, включив в нее данные рабочие места (ч. 4 ст. 3 Федерального закона N 136-ФЗ). Поясним, что в связи с данными поправками декларированию теперь подлежат не только рабочие места, на которых не были выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации, но и рабочие места, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ). А поскольку эта норма имеет обратную силу, все те, кто уже провел спецоценку до 01.05.2016, и по ее результатам у работодателя имеются рабочие места, условия труда на которых признаны по результатам замеров оптимальными или допустимыми (1, 2 класс), их тоже декларируют.
Таким образом, по нашему мнению, оба способа оформления декларации не противоречат законодательству. При этом если работодатель оформляет отдельную декларацию на каждое рабочее место, то при наличии аналогичных рабочих мест (с однотипными условиями труда) сведения обо всех аналогичных рабочих местах вносятся в одну декларацию.
Напомним, что срок действия декларации составляет пять лет. Основаниями прекращения действия декларации является: несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц), выявление профессионального заболевания у работника, а также выявление в ходе проверки ГИТ в отношении работника и (или) на его рабочем месте нарушения государственных нормативных требований охраны труда (последнее основание введено с 01.05.2016). Если в течение пяти лет действия декларации не возникнет ни одного из перечисленных оснований ее прекращения, то декларация продлевается автоматически еще на пять лет (ч. 4 - 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Если же что-либо из указанного произойдет, то в отношении такого рабочего места действие декларации прекращается и работодателю необходимо будет провести внеплановую спецоценку.
Е.А.Кушвид
ЗАО Агентство правовой информации
"Воробьевы горы"
Региональный информационный
центр
21.07.2016