Вопрос: В коллективном договоре организации гражданской авиации, не подведомственной Росавиации, зафиксировано, что вознаграждение (стимулирующая выплата) за выслугу лет в гражданской авиации всем работникам организации выплачивается ежемесячно в зависимости от общего трудового стажа в гражданской авиации. Далее в коллективном договоре конкретизируется, какие именно периоды работы в гражданской авиации дают основание для получения вознаграждения за выслугу лет (периоды работы в системе гражданской авиации РФ и бывшего СССР; на выборных должностях в профсоюзных органах работников гражданской авиации; время действительной срочной службы, если работник призван на военную службу с предприятия гражданской авиации и вернулся на предприятие в течение четырех месяцев после увольнения в запас). Один из работников организации, прослуживший на военной службе по контракту 15 лет, ссылаясь на ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", требует включить в стаж работы, необходимый ему для получения выплаты за выслугу лет, также и время его военной службы. Обязан ли работодатель включать в стаж работы, дающий право на установление вознаграждения (выплаты) за выслугу лет, установленного коллективным договором, время военной службы по контракту?
Ответ: Коллективный договор авиапредприятия, являющийся правовым актом авиапредприятия, принятым на двусторонней основе представителями работников и работодателей, не предусматривает возможности включения в стаж работы, дающий право на установление вознаграждения за выслугу лет, времени военной службы (за исключением особо оговоренного в коллективном договоре времени действительной срочной службы, если работник призван на военную службу с предприятия).
Обоснование: Частью 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом в соответствии с ч. 6 указанной статьи ТК РФ условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как отмечается в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009), трудовым законодательством, а равно нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление государственного регулирования в рассматриваемой области, не предусмотрена возможность определения указанными органами правил установления систем оплаты труда, в частности доплат и надбавок стимулирующего характера и систем премирования, работников организаций гражданской авиации, не находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта. Следовательно, при рассмотрении трудовых споров об оплате труда работников таких организаций Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и МГА СССР от 30.07.1974 N 208/22 "Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты ежегодного единовременного вознаграждения за выслугу лет в системе Министерства гражданской авиации и Госавианадзоре СССР" применению не подлежит.
Соответственно, в настоящее время в связи с отсутствием в гражданской авиации России действующего отраслевого соглашения отсутствуют и обязательные для применения нормативные правовые акты, устанавливающие вознаграждение за выслугу лет работникам предприятий гражданской авиации, не подведомственных Росавиации.
Согласно ч. 3 ст. 41 ТК РФ в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Именно исходя из данных положений в коллективные договоры на основании договоренностей между работодателем и работниками включаются нормы о выплатах работникам за выслугу лет. При этом, поскольку выплата за выслугу лет работникам коммерческих авиапредприятий в трудовом законодательстве отсутствует, устанавливать условия осуществления данной выплаты стороны коллективного договора вправе самостоятельно, исходя из принципа самостоятельного определения содержания коллективного договора его сторонами (ч. 1 ст. 41 ТК РФ).
Так, согласно коллективному договору вознаграждение за выслугу лет в гражданской авиации всем работникам организации выплачивается ежемесячно в зависимости от общего трудового стажа в гражданской авиации. Соответственно, в выслугу лет засчитываются именно периоды работы в гражданской авиации. Далее в коллективном договоре конкретизируется, какие именно периоды работы в гражданской авиации дают основание для получения вознаграждения за выслугу лет (периоды работы в системе гражданской авиации РФ и бывшего СССР; на выборных должностях в профсоюзных органах работников гражданской авиации; время действительной срочной службы, если работник призван на военную службу из предприятия гражданской авиации и вернулся на предприятие гражданской авиации в течение четырех месяцев после увольнения в запас).
Данный перечень является закрытым и установлен коллективным договором исходя из принципа добровольности принятия сторонами (в данном случае работодателем) обязательств (ст. 24 ТК РФ). Указанная в вопросе выплата за время военной службы расценивается как дополнительная выплата, превышающая, как уже отмечалось выше, законодательно установленный уровень (ст. 41 ТК РФ).
В соответствии с абз. 4 п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение: зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со ст. 10 Закона N 76-ФЗ, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва.
Однако абз. 4 п. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ неприменим к правам бывших военнослужащих на получение вознаграждения за выслугу лет по коллективному договору, так как назначение вознаграждения за выслугу лет является дополнительным обеспечением (преимуществом) работников авиапредприятия, которые отработали определенное количество лет непосредственно на предприятии или в отрасли, предоставляемым им за счет средств авиапредприятия.
Абзацем 1 п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ определено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Из содержания указанных правовых норм следует, что время военной службы включается в общий трудовой стаж, в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности.
В отличие от государственных и муниципальных учреждений, локальные нормативные акты которых (в том числе в области труда) должны соответствовать федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ (ст. 144 ТК РФ), коммерческие организации, не подведомственные федеральным органам власти, к каковым относится авиапредприятие, свободны в определении системы оплаты труда, включая установление условий осуществления доплат и надбавок стимулирующего характера (ст. 135 ТК РФ).
Действующий на предприятии коллективный договор определяет исчерпывающий перечень периодов работы и иной общественно-полезной деятельности, дающих право на получение вознаграждения за выслугу лет.
На основании изложенного коллективный договор авиапредприятия, являющийся правовым актом авиапредприятия, принятым на двусторонней основе представителями работников и работодателей, не предусматривает возможности включения в стаж работы, дающий право на установление вознаграждения за выслугу лет, времени военной службы (за исключением особо оговоренного в коллективном договоре времени действительной срочной службы, если работник призван на военную службу с предприятия гражданской авиации и вернулся на предприятие гражданской авиации в течение 4 месяцев после увольнения в запас).
Исходя из того что коллективный договор - правовой акт, который содержит свод правил, закрепляющих права и обязанности членов конкретного трудового коллектива, требования работников авиапредприятия - бывших военнослужащих, сводятся к внесению в коллективный договор изменений, исключающих возможность учета только периода фактической работы в отрасли, а соответственно, предусматривающих право работника на суммирование периода работы в организациях отрасли с иными периодами трудовой деятельности или иными видами деятельности.
Указанные требования бывших военнослужащих могут быть учтены только в случае внесения изменений в коллективный договор, что возможно только на основании согласованного решения работников и работодателя в лице их представителей (ст. 44 ТК РФ).
Указанный вывод подтверждается судебной практикой (см. Апелляционное определение Смоленского областного суда от 23.12.2014 по делу N 33-4635/2014).
О.И.Широкова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
21.11.2015