Вопрос: Водители организации направляются в дальние рейсы, и в целях контроля дисциплины работодатель ведет за ними наблюдение через видеорегистратор внутри кабины с передачей данных через Интернет. Выявлен факт употребления водителем спиртных напитков. Может ли это послужить основанием для дисциплинарного взыскания? Как оформить привлечение к дисциплинарной ответственности? Можно ли обязать водителя самостоятельно пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в этот момент?
Ответ: Выявленный путем видеонаблюдения факт употребления работником-водителем алкогольной продукции может быть основанием для применения дисциплинарного взыскания только при условии его надлежащего подтверждения соответствующими доказательствами.
Только факт употребления алкогольной продукции, который не повлек алкогольного опьянения, может быть расценен как дисциплинарный проступок в случае, если соответствующий запрет установлен локальным нормативным актом, коллективным договором, трудовым договором.
При выявлении факта употребления работником-водителем, находящимся в дальнем рейсе, алкогольной продукции, по нашему мнению, следует незамедлительно издать приказ об отстранении работника от работы и от управления автомобилем; обязать работника незамедлительно прекратить управление транспортным средством; довести приказ до сведения работника любым доступным способом (телефонограммой, путем смс-сообщения, сообщения электронной почты и т.п.) и задокументировать этот факт. Работодатель вправе обязать работника любым доступным транспортом в максимально короткие сроки прибыть в медицинскую организацию для медицинского освидетельствования; зафиксировать данный факт; при отказе - составить соответствующий акт. Привлечение к дисциплинарной ответственности оформляется мотивированным приказом.
Обоснование: Нахождение работника (тем более водителя автомобиля) на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения является грубым дисциплинарным проступком в соответствии с пп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Соответственно, если работодателем зафиксирован факт нахождения работника на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, первый вправе расторгнуть трудовой договор со вторым.
Более того, абз. 2 ч. 1 ст. 76 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по отстранению от работы работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Поскольку в силу ч. 3 ст. 192 ТК РФ увольнение работника по вышеупомянутому основанию является актом привлечения его к дисциплинарной ответственности (требующим соблюдения определенной процедуры), отстранение будет предшествовать наказанию.
Однако, рассматривая вопрос о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения к водителю, в отношении которого зафиксирован факт употребления алкогольной продукции на рабочем месте, следует его четко дифференцировать от состояния алкогольного опьянения.
Так, в соответствии с п. 11 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н (далее - Порядок медицинского освидетельствования), допустимым является наличие абсолютного этилового спирта в концентрации до 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха (0,16 промилле).
Таким образом, употребление алкогольной продукции (которая признается таковой при содержании этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции в соответствии с пп. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции") в незначительных количествах может не привести к алкогольному опьянению. А согласно сведениям, содержащимся в п. 6.8 "Алкоголь и безопасность дорожного движения" Методического пособия по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте, утвержденного Минтрансом России, снижение концентрации алкоголя в крови составляет в среднем 0,1 - 0,16 промилле в час.
Таким образом, не каждый факт распития алкогольной продукции даже на рабочем месте может быть расценен как грубый дисциплинарный проступок.
Более того, абз. 5 п. 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, запрещает водителю употребление алкогольной продукции лишь в двух случаях:
- после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен;
- после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.
Частично нормы, препятствующие не только нахождению работника в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте, но и самому факту употребления алкогольной продукции на территории, подконтрольной работодателю, содержатся в типовых инструкциях по охране труда.
Так, к примеру, согласно п. 17 Типовой инструкции N 1 по охране труда водителя на перевозке людей грузовым автотранспортом, утвержденной Минтрансом России 11.03.1993, водителю запрещено управлять автомобилем в болезненном состоянии или при утомлении, употреблять до работы и в рабочее время даже самые слабые алкогольные напитки или наркотические средства. Пунктом 1.4 Типовой инструкции по охране труда для водителей грузового автомобиля (ТОИ Р-15-033-97), утвержденной Минэкономики России 15.12.1997, установлено, что всем водителям не разрешается на территории производственных участков, в помещениях цехов и других производственных объектов, а также при обслуживании и эксплуатации машин и оборудования распивать алкогольные напитки или принимать наркотические вещества. Однако подобного рода типовые инструкции по охране труда не охватывают все возможные варианты профессий водителей, а также не в полном объеме регулируют вопросы употребления алкогольной продукции на рабочем месте до начала и после окончания рабочего времени.
При выполнении работ, связанных с управлением транспортом, недопустимость даже употребления алкоголя является залогом не только эффективного, но и безопасного труда. Соответственно, принятие норм, устанавливающих запрет не только на нахождение на рабочем месте в состоянии опьянения, но и на употребление (даже в незначительных количествах), является по сути публичной обязанностью работодателя. Обязанность принятия таких норм вытекает из абз. 2, 10, 16 ч. 2 ст. 212 ТК РФ. Работодатель лиц, занятых управлением транспортом, должен надлежащим образом на локальном уровне урегулировать вопрос недопустимости не только нахождения на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, но и употребления алкогольной продукции работниками.
По нашему мнению, признание факта нахождения работника в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте грубым дисциплинарным проступком однозначно свидетельствует о том, что факт употребления алкогольной продукции на рабочем месте либо нахождение в состоянии опьянения на рабочем месте в нерабочее время является дисциплинарным проступком, пусть и не грубым. Данный вывод подтверждается судебной практикой, например Апелляционными определениями Московского городского суда от 12.09.2016 N 33-31485/2016, Красноярского краевого суда от 06.11.2013 по делу N 33-10526. Однако встречаются в судебной практике и противоположные решения, к примеру в Апелляционном определении Иркутского областного суда от 12.07.2012 по делу N 33-5688/2012, Кассационном определении Верховного суда Республики Татарстан от 05.05.2011 по делу N 33-5354/2011.
Рассматривая вопрос о возможности применения дисциплинарного взыскания в виду увольнения к работнику-водителю, употребившему алкогольную продукцию, следует также помнить, что Пленум Верховного Суда РФ в п. 23 Постановления от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 2) высказал мнение о необходимости возложения бремени доказывания наличия законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, на последнего. Аналогичным образом на работодателя возлагается и бремя доказывания обоснованности применения иного дисциплинарного взыскания.
Одна лишь запись камер видеонаблюдения о факте употребления работником-водителем алкогольной продукции не может свидетельствовать о нахождении его в состоянии алкогольного опьянения. Вместе с тем в п. 42 Постановления N 2 имеется допущение о возможности подтверждения состояния алкогольного либо наркотического или иного токсического опьянения не только медицинским заключением, но и другими видами доказательств.
Факт обнаружения употребления работником алкогольной продукции может быть достаточным основанием для выдачи работодателем направления работнику на медицинское освидетельствование в соответствии с пп. 5 п. 5 Порядка медицинского освидетельствования.
Употребленный алкоголь выводится из организма в зависимости от скорости метаболических процессов. Так, в п. 6.8 Методического пособия по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте указано, что снижение концентрации алкоголя в крови составляет в среднем 0,1 - 0,16 промилле в час. А в Приложении 8 к разд. 6 указанного Методического пособия приведен пример того, что 500 мл водки 40% не будут обнаружены через 15 - 18 часов.
Соответственно, обнаружив факт употребления алкогольной продукции работодатель должен принять оперативные меры для фиксации состояния работника.
Подпункт 5 п. 5 Порядка медицинского освидетельствования устанавливает императивно в качестве основания для медицинского освидетельствования работника направление работодателя. При этом ни форма, ни содержание, ни порядок выдачи такого направления нормативно не установлены.
Соответственно, работодатель, обнаружив факт употребления работником алкогольной продукции, может направить работника в ближайшую от фактического местонахождения последнего организацию (или ее обособленное структурное подразделение), имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (п. 3 Порядка медицинского освидетельствования). Направление может быть передано в медицинскую организацию средствами факсимильной связи, электронной почтой и т.п. Работнику же требование работодателя о необходимости следования к месту освидетельствования может быть передано по телефону, электронной почтой и т.п. Отказ от следования на медицинское освидетельствование, равно как и факт передачи такого требования, должен быть соответствующим образом задокументирован (путем составления соответствующего акта).
Безусловно, с момента обнаружения факта употребления алкогольной продукции работником-водителем работодатель должен принять решение об отстранении его от работы и, соответственно, управления транспортным средством. Содержание соответствующего приказа должно быть доведено до работника любым доступным способом.
Само медицинское освидетельствование, следование работника от места отстранения от работы до медицинской организации и обратно, хранение автомобиля на период отстранения должны быть оплачены за счет средств работодателя. В случае же подтверждения факта совершения дисциплинарного проступка в виде употребления алкогольной продукции в рабочее время на рабочем месте затраты работодателя могут быть взысканы в порядке материальной ответственности (ст. ст. 238, 241 ТК РФ).
Кроме того, одним из действенных способов установления факта употребления алкогольной продукции и состояния работника является использование работодателем анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе (алкотестеров) для контроля за состоянием работников-водителей вне процедур медицинского осмотра и медицинского освидетельствования. Так, локальным нормативным актом, коллективным договором либо трудовым договором с работником-водителем может быть предусмотрено использование алкотестера в период между предрейсовым и послерейсовым медицинскими осмотрами как в плановом, так и во внеплановом порядке (по специальному указанию работодателя).
С учетом того что измерение количества алкоголя в выдыхаемом воздухе при помощи алкотестера является прямым измерением (п. 19 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"), данный метод самостоятельно (вне рамок медицинского осмотра или освидетельствования) может быть применен и лицами, не относящимися к категории медицинских работников. Иными словами, работодатель вправе без привлечения медицинских работников организовать проверку работников-водителей на предмет наличия алкогольного опьянения и собственными средствами измерения - анализаторами паров этанола в выдыхаемом воздухе. Результаты таких измерений могут быть положены в основу дисциплинарных взысканий при положительных пробах.
Поскольку данный метод контроля не относится к медицинским осмотрам, он, в соответствии с пп. "в" п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, может быть отнесен к подготовительно-заключительному времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены. Требование о проведении измерений алкотестером вне пределов рабочего времени будет являться чрезмерным, поскольку в периоды времени отдыха в соответствии со ст. 106 ТК РФ работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и может использовать его по своему усмотрению.
Поскольку использование алкотестеров работодателем вне рамок медицинских осмотров и освидетельствований являет собой определенное дополнительное (пусть и санкционированное государством) вмешательство в частную жизнь работника, вопросы их применения должны быть надлежащим образом урегулированы. С учетом требований ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 9, ч. 4 ст. 189, абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ возможность, периодичность, условия применения анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе в отношении работников-водителей, перечень применяющих их лиц, способы сохранения (фиксации) результатов измерений, а также их интерпретации могут быть урегулированы правилами внутреннего трудового распорядка, правилами по охране труда, инструкциями по охране труда по профессиям работников-водителей, иным локальным нормативным актом работодателя, коллективным договором или трудовым договором с конкретным работником-водителем.
В силу ч. 7 ст. 215 ТК РФ, п. 5 ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 102-ФЗ, в случае если работодатель в целях обеспечения условий безопасности и охраны труда принимает решение об использовании анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе для контроля за состоянием водителей, он вправе использовать только такие анализаторы, в отношении которых в соответствии с п. п. 32 - 34 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений, утвержденного Приказом Минпромторга России от 25.06.2013 N 971, принято решение об отнесении их к средствам измерений. В настоящее время в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений зарегистрировано 10 типов анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе. Сведения о них размещены на сайте http://www.fundmetrology.ru/10_tipy_si/11/7list.aspx.
Кроме того, решая вопрос о применении дисциплинарного взыскания в связи с фиксацией факта употребления алкогольной продукции, необходимо истребовать от работника соответствующее объяснение и соблюдать срок давности, установленный ч. 3 ст. 193 ТК РФ.
Таким образом, выявленный путем видеонаблюдения факт употребления работником-водителем алкогольной продукции может быть основанием для применения дисциплинарного взыскания только при условии его надлежащего подтверждения соответствующими доказательствами.
Только факт употребления алкогольной продукции, который не повлек алкогольного опьянения, может быть расценен как дисциплинарный проступок в случае, если соответствующий запрет установлен локальным нормативным актом, коллективным договором, трудовым договором.
Действия работодателя при выявлении факта употребления работником-водителем, находящимся в дальнем рейсе, алкогольной продукции, по нашему мнению, должны быть следующими:
- незамедлительно издать приказ об отстранении работника от работы и от управления автомобилем. Обязать работника незамедлительно прекратить управление транспортным средством. Довести приказ до сведения работника любым доступным способом (телефонограммой, путем смс-сообщения, сообщения электронной почты и т.п.), задокументировать данный факт;
- установить местонахождение ближайшей к водителю медицинской организации (или ее обособленного структурного подразделения), имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
- подготовить и направить любым доступным способом в данную медицинскую организацию направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения работника. Организовать оплату (предоставить гарантийное письмо) медицинского освидетельствования, организовать получение медицинского заключения по установленной форме;
- обязать работника любым доступным транспортом в максимально короткие сроки прибыть в указанную медицинскую организацию для медицинского освидетельствования. Зафиксировать данный факт. При отказе - составить соответствующий акт. Принять расходы на следование работника к месту освидетельствования на себя;
- истребовать (в том числе и по возвращении из рейса) от работника письменное объяснение по факту употребления алкогольной продукции;
- принять в месячный срок с момента выявления факта употребления алкогольной продукции на основании имеющихся доказательств решение о возможности применения к работнику дисциплинарного взыскания.
Также возможно использование работодателем анализатора паров этанола в выдыхаемом воздухе в отношении работника-водителя. Легитимность использования анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе должна быть обеспечена надлежащим регулированием возможности, периодичности, условий, перечня применяющих их лиц, способов сохранения (фиксации) результатов измерений, а также их интерпретации. Вопросы применения анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе могут быть урегулированы правилами внутреннего трудового распорядка, правилами по охране труда, инструкциями по охране труда по профессиям работников-водителей, иными локальными нормативными актами работодателя, коллективным договором либо трудовым договором с конкретным работником-водителем. Применение анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе возможно только в рабочее время. А применяемые анализаторы паров этанола в выдыхаемом воздухе должны пройти процедуру признания средствами измерений Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, то есть применению подлежат только те анализаторы, информация о которых размещена в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.
Р.Б. Юльчиев
Государственное учреждение -
Самарское региональное отделение
Фонда социального страхования
Российской Федерации
01.02.2017