Вопрос: Должны ли микропредприятия вести в 2017 г. книги учета трудовых книжек?
Ответ: Работодатели-микропредприятия в 2017 г. должны вести книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Обоснование: Организации, отвечающие всем установленным законодательством критериям для субъектов малого предпринимательства (СМП), включаются ФНС России в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенный на ее сайте. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия (ст. ст. 4, 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").
Порядок ведения работодателями трудовых книжек работников регулируется: Трудовым кодексом РФ; Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (далее - Правила); Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Пунктом 40 Правил установлено, что с целью учета трудовых книжек, а также бланков трудовых книжек и вкладышей в них у работодателей ведутся: а) приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее; б) книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Постановлением Минтруда России N 69 утверждены формы указанных книг.
В книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, которая ведется кадровой службой или другим подразделением организации, оформляющим прием и увольнение работников, регистрируются все трудовые книжки, принятые от работников при поступлении на работу, а также трудовые книжки и вкладыши в них с указанием серии и номера, выданные работникам вновь (абз. 2 п. 41 Правил).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 348-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" в ТК РФ с 01.01.2017 введена новая гл. 48.1, устанавливающая особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям. Микропредприятиям предоставлено право отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, при условии включения в трудовые договоры с работниками условий, регулирующих вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами.
Действительно, положения гл. 48.1 ТК РФ направлены на упрощение кадрового документооборота для работодателей-микропредприятий. Однако она не содержит положений, отменяющих с 01.01.2017 обязанность по ведению книг учета трудовых книжек для работодателей-микропредприятий. Таким образом, вышеуказанные нормы ст. 66 ТК РФ и Правил сохраняют свое действие и в 2017 г. для работодателей - субъектов малого предпринимательства, включая микропредприятия.
Ю.Ю. Астахова
ЗАО Агентство правовой информации
"Воробьевы горы"
Региональный информационный
центр
25.02.2017