Вопрос: Организация привлечена таможней к административной ответственности по факту недекларирования товаров, подлежащих таможенному декларированию, по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Одновременно за указанное правонарушение привлечен генеральный директор организации в качестве должностного лица. При этом таможенное декларирование товаров было осуществлено работником организации, действующим на основании доверенности и обладающим соответствующими полномочиями по совершению этих действий. Обоснованно ли в этом случае привлечение генерального директора организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ только лишь на том основании, что он является должностным лицом?
Ответ: Наличие у генерального директора организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций не является безусловным основанием для привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в качестве должностного лица. Необходимо установить, что вменяемое правонарушение совершено по его вине.
Обоснование: Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из примечания к указанной статье под должностными лицами следует понимать в том числе совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей и других работников организаций.
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Таким образом, для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица необходимо не только установить, обладает ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, но и установить его вину в совершении правонарушения.
На основании ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение тяжких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и могло их предвидеть (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).
Из содержания данных норм следует, что само по себе наличие у генерального директора организации организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, определяющих его статус как должностного лица организации, не является безусловным основанием для его привлечения к административной ответственности. Необходимым элементом состава административного правонарушения является его объективная сторона, то есть противоправное действие или бездействие лица, связанное с должностными обязанностями, в результате которых возникли неблагоприятные последствия.
Таким образом, должна быть установлена причинно-следственная связь между должностными обязанностями лица и вменяемым административным правонарушением (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 04.09.2014 N 58-АД14-6).
О.В.Евсеева
ООО "Пепеляев Групп"
22.01.2016