Вопрос: При каких условиях и в какие сроки НМА (исключительное право на товарный знак) вводится в эксплуатацию? На основании каких документов определяется момент ввода в эксплуатацию НМА в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ: НМА в виде исключительного права на товарный знак, соответствующий условиям отнесения к амортизируемому имуществу в целях налога на прибыль, вводится в эксплуатацию после получения свидетельства на товарный знак с началом его использования в деятельности, направленной на получение дохода. Момент ввода в эксплуатацию целесообразно зафиксировать соответствующим документом, например приказом либо актом.
Обоснование: Товарный знак - это обозначение (словесное, изобразительное, объемное, другое обозначение или их комбинация), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Исключительное право на него удостоверяется свидетельством и действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Роспатент с возможностью последующего продления (п. 1 ст. 1477, ст. 1481, п. 1 ст. 1482, ст. 1491 Гражданского кодекса РФ).
Организация может самостоятельно разработать и зарегистрировать товарный знак либо приобрести исключительные права на него у другого лица.
В целях исчисления налога на прибыль исключительное право на товарный знак относится к нематериальным активам (НМА) (пп. 4 п. 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ, Письмо Минфина России от 10.08.2016 N 03-03-07/46765).
Признание исключительного права на товарный знак в качестве объекта амортизируемого имущества
В целях исчисления налога на прибыль НМА в виде исключительного права на товарный знак при выполнении определенных условий относится к объектам амортизируемого имущества.
Для того чтобы НМА признавался амортизируемым имуществом, он должен соответствовать следующим условиям:
- использоваться для извлечения дохода;
- его первоначальная стоимость должна быть более 100 000 руб.;
- иметь срок полезного использования более 12 месяцев.
Кроме того, налогоплательщик должен располагать документами, подтверждающими создание (приобретение) товарного знака и существование исключительного права на него:
- если товарный знак создается организацией самостоятельно, такими документами могут быть договоры со сторонними организациями об оказании консультационных услуг и (или) о разработке дизайн-проекта; внутренние документы организации о проведении работ по разработке товарного знака и утверждении выбранного варианта; служебное задание для работника (работников) и др.;
- если товарный знак приобретается у другого лица, то необходимо заключение договора отчуждения исключительного права, подлежащего государственной регистрации.
Помимо этого, также необходимо свидетельство на товарный знак. При смене правообладателя в него вносятся изменения (п. 1 ст. 256, п. 3 ст. 257 НК РФ, п. 1 ст. 1488, ст. 1490, п. 1 ст. 1505 ГК РФ, Письмо Минфина России от 25.03.2011 N 03-03-06/2/47).
Также в Письме Минфина России от 21.06.2017 N 03-03-06/1/38829 указано, что для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
Обратите внимание!
Исключительное право на товарный знак не подлежит амортизации, если по договору о его приобретении оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора (пп. 8 п. 2 ст. 256 НК РФ).
Срок полезного использования и стоимость товарного знака
Срок полезного использования налогоплательщик должен определить самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию исходя из срока действия исключительного права на товарный знак, который по общему правилу составляет 10 лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака (п. п. 1 и 2 ст. 258 НК РФ).
Обратите внимание!
Из срока действия товарного знака необходимо вычесть время, затраченное на его получение (которое может быть значительным) (ст. 1491 ГК РФ).
Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов, как правило, определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов (Письмо Минфина России от 01.12.2017 N 03-03-06/1/79869).
Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов (п. 3 ст. 257 НК РФ).
В случае если нематериальный актив имеет срок полезного использования более 12 месяцев, но его стоимость менее 100 000 руб., он не подлежит амортизации. Стоимость такого нематериального актива для целей налогового учета списывается единовременно при вводе его в эксплуатацию (п. 1 ст. 256, пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, Письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/450).
Отметим также, что увеличение первоначальной стоимости НМА в результате дооборудования, модернизации, реконструкции не предусмотрено (Письмо Минфина России от 30.01.2017 N 03-03-06/1/4386).
Ввод в эксплуатацию товарного знака как НМА
Начало срока действия исключительного права на НМА и момент начала использования НМА в хозяйственной деятельности не совпадают.
При этом начисление амортизации можно начать только после введения НМА в эксплуатацию, то есть с момента начала использования зарегистрированного товарного знака (п. 4 ст. 259 НК РФ, Письма ФНС России от 01.11.2011 N ЕД-4-3/18192, Минфина России от 09.09.2011 N 03-03-10/86).
Под использованием товарного знака подразумевается, например, его размещение:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5) в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации (п. 2 ст. 1484 ГК РФ).
Помимо этого, правообладателю принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом.
Момент ввода в эксплуатацию товарного знака целесообразно зафиксировать во внутренних документах организации (например, в соответствующем приказе либо акте).
Подготовлено на основе материала
О.Э. Сулеймановой
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
17.09.2018