Вопрос: На работника поступил исполнительный документ по алиментам на ребенка с указанием, что организация должна удерживать ежемесячно 50% от доходов работника: 33,3% - в счет погашения основного долга и 16,7% - текущие платежи. После погашения задолженности необходимо удерживать 1/6 дохода. При этом сумма задолженности работника не указана. Должна ли организация удерживать только 1/6 дохода?
В постановлении также указана необходимость удержать и перечислить исполнительский сбор, но не указан его размер. Может ли организация не удерживать и не перечислять исполнительский сбор?
Также указано, что при перечислении денежных средств взыскателю необходимо указывать в платежном поручении общий размер дохода работника. Правомерно ли данное требование и какая ответственность предусмотрена за неуказание размера дохода?
Ответ: Работодатель обязан удерживать и перечислять исполнительский сбор с сумм, удерживаемых в погашение основного долга.
Возложение на работодателя обязанности по указанию общей суммы дохода может быть расценено как законное требование судебного пристава-исполнителя.
Если работодатель не будет указывать общий размер доходов работника, а также не будет удерживать исполнительский сбор, судебный пристав-исполнитель может принять меры принудительного исполнения, а также инициировать привлечение работодателя к административной ответственности.
Общая сумма задолженности (основного долга по алиментам) должна быть указана в постановлении судебного пристава-исполнителя.
Обоснование: Частью 1 ст. 137 и ч. 3 ст. 138 Трудового кодекса РФ определено, что удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. При этом общий размер всех удержаний при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей не может превышать 70% заработной платы, причитающейся работнику.
Порядок удержаний алиментов, согласно поставленному вопросу, определен судебным приставом-исполнителем. При этом очевидно, что у работника имеется долг по алиментам, не погашенный в установленные сроки.
Основания, порядок и размеры уплаты исполнительского сбора установлены ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ). Так, ч. 1 указанной статьи определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Поскольку не вся сумма удержаний из заработной платы работника идет на погашение образовавшейся задолженности по алиментам, исполнительский сбор должен начисляться только на ту часть, которая идет на погашение основного долга.
Частями 1, 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ установлено, что исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина и подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Таким образом, работодатель обязан удерживать и перечислять в федеральный бюджет исполнительский сбор только с сумм, составляющих 33,3% заработка, - сумм, подлежащих удержанию в погашение основного долга. После его погашения исполнительский сбор с 1/6 заработной платы удерживаться не должен.
Организация в трехдневный срок со дня выплаты зарплаты обязана выплачивать или переводить удержанные денежные средства напрямую взыскателю на его счет, указанный в исполнительном документе, или почтовым переводом по адресу места жительства или пребывания взыскателя, указанному в исполнительном документе (ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ, Приложение N 1 к Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденным ФССП России 19.06.2012 N 01-16).
Если взысканная с должника денежная сумма (с учетом ограничения взыскания в размере 70% заработной платы) недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительном документе, указанная сумма удерживается и распределяется в следующей очередности:
1) удовлетворяются требования по взысканию алиментов (как текущих, так и задолженность);
2) удовлетворяются требования по взысканию исполнительского сбора (ч. 3 ст. 110, ч. 1 ст. 111 Закона N 229-ФЗ).
В силу ч. 2, 6 ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем, постановление о взыскании исполнительского сбора которого утверждается старшим судебным приставом. Оспорить обоснованность установления исполнительского сбора может только должник (в данном случае работник) и только в суде.
Указание общей суммы дохода необходимо судебному приставу-исполнителю для определения правильности удержаний, производимых работодателем. Возложение на работодателя такой обязанности может быть расценено как законное требование судебного пристава-исполнителя.
В силу ст. ст. 6, 113 Закона N 229-ФЗ, если работодатель не будет указывать общий размер доходов работника, а также не будет удерживать исполнительский сбор, судебный пристав-исполнитель может принять меры принудительного исполнения, предусмотренные ст. 68 Закона N 229-ФЗ, а также инициировать привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 17.8 (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, находящегося при исполнении служебных обязанностей) либо ч. 3 ст. 17.14 (нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа) Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По вопросу об отсутствии в постановлении судебного пристава-исполнителя суммы основного долга работника необходимо отметить следующее.
В соответствии с п. п. 5, 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 229-ФЗ в постановлении судебного пристава-исполнителя должен быть указан, в частности, вопрос, по которому выносится постановление, а также решение, принятое по рассматриваемому вопросу. Сумма задолженности (основного долга по алиментам), подлежащей взысканию, по нашему мнению, входит в число этих сведений и должна содержаться в постановлении. Отсутствие указанных сведений лишает работодателя возможности произвести удержания из заработной платы работника в установленном размере.
В целях устранения данного недостатка рекомендуем обратиться к судебному приставу-исполнителю за внесением уточнений в постановление.
Подготовлено на основе материала
Р.Б. Юльчиева
ООО "Надежный советник"
17.09.2018