Вопрос: Есть ли установленные требования к нумерации авансовых отчетов?
Ответ: Законодательством не установлено требований к нумерации авансовых отчетов.
Рекомендуем утвердить в учетной политике или в отдельной инструкции по составлению авансового отчета хронологический порядок нумерации с начала календарного года и сквозную нумерацию в течение всего года.
Обоснование: Авансовый отчет предназначен для учета выданных под отчет работнику денежных средств на административно-хозяйственные расходы.
Работник отчитывается по полученным средствам и представляет авансовый отчет вместе с подтверждающими документами в течение трех рабочих дней (пп. 6.3 п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У), п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749):
после возвращения из командировки;
со дня выхода на работу;
после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет.
Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. На основании данных утвержденного авансового отчета бухгалтерией производится списание подотчетных денежных сумм в установленном порядке (пп. 6.3 п. 6 Указания N 3210-У; Постановление Госкомстата России от 01.08.2001 N 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет").
Авансовый отчет является первичным учетным документом, который утверждается организацией в учетной политике. Форма авансового отчета разрабатывается организацией самостоятельно или может быть использована форма N АО-1, утвержденная Постановлением Госкомстата России N 55. При этом авансовый отчет должен содержать обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", к которым номер документа не относится.
Таким образом, законодательством РФ не установлены порядок нумерации авансовых отчетов и требования к ней.
Организация вправе самостоятельно разработать и утвердить такой порядок в локальном нормативном акте, им может быть как отдельный документ, например инструкция по составлению авансового отчета, так и учетная политика или инструкция по документообороту/делопроизводству в организации. По общему правилу устанавливают хронологический порядок нумерации с начала календарного года и сквозную нумерацию в течение всего года.
Однако ответственности за нехронологическую нумерацию авансовых отчетов не установлено, так же как и за пропуск номеров.
Также отметим, что нумерация бывает цифровой, буквенной или комбинированной и может зависеть от разных факторов, например от оборота документов, от количества работников.
Подготовлено на основе материала
Ю.С. Барыкиной
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
17.09.2018