Вопрос: Как отразить списание оргтехники в бухгалтерском и налоговом учете?
Ответ: Под оргтехникой принято понимать машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования.
Порядок списания оргтехники зависит от порядка учета и оснований выбытия.
Обоснование: Оргтехника является частью имущества организации и учитывается для целей как бухгалтерского, так и налогового учета.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359) (действовавшему до 01.01.2017) коду 14 3520586 соответствовала аппаратура оргтехники, однако в действующем Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст) (далее - ОКОФ 013-2014) данный вид основных фондов отсутствует, при этом переходным ключом, утвержденным Приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458 "Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов" предлагается выбрать подходящий код из диапазона 330.28.23 "Машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования" (330.28.23.1 - 330.28.23.23).
Так, к оргтехнике, в частности, относятся ККТ, аппараты фотокопировальные.
Оргтехника может быть учтена как основное средство или как материальные запасы.
Наиболее распространенными причинами списания оргтехники являются продажа или ликвидация (демонтаж) ввиду невозможности ее дальнейшего использования (поломка, повреждение и т.д.).
Списание оргтехники при продаже
При продаже на дату перехода прав собственности на оргтехнику организация на основании п. 31 ПБУ 6/01 и п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (далее - ПБУ 9/99), отражает в составе прочих доходов продажную стоимость оргтехники, а в составе прочих расходов - ее остаточную стоимость, то есть стоимость за вычетом начисленной амортизации (абз. 5 характеристики счета 01 "Основные средства" Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) (ред. от 08.11.2010)).
Для списания оргтехники в данном случае составляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств), а передача покупателю оформляется актом приема-передачи основных средств. Организация может утвердить в учетной политике применение форм соответственно N N ОС-4 и ОС-1 или иной самостоятельно разработанной формы, содержащей обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ (ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ).
Для целей исчисления налога на прибыль учет реализации основных средств производится в порядке, установленном пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, согласно которому при реализации товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.
При реализации оргтехники, квалифицированной как МПЗ, организация на дату перехода права собственности отражает в составе прочих доходов продажную стоимость оргтехники (п. п. 6, 6.1, 7, 10.1 ПБУ 9/99).
Поскольку стоимость оргтехники была включена в состав расходов организации при передаче ее в эксплуатацию, на дату ее выбытия никаких расходов организация не признает.
При реализации МПЗ может быть оформлен универсальный передаточный документ (Письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@) или товарная накладная по форме N ТОРГ-12.
Выручка от реализации оргтехники признается доходом организации в сумме, установленной договором купли-продажи (без учета НДС) на дату ее передачи покупателям (п. 1 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ).
При этом в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, если иное не предусмотрено п. 2.2 ст. 277 НК РФ, а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.
Соответственно, в случае если налогоплательщик списал такие затраты единовременно, а также в случаях, если вся сумма затрат на приобретение МПЗ признана в расходах, выручка от продажи МПЗ не уменьшается.
Если стоимость МПЗ не признана в расходах на дату реализации, то выручка от реализации может быть уменьшена на часть стоимости, не признанной в расходах.
Списание оргтехники при ликвидации (демонтаже)
Ликвидация основного средства производится в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
Согласно п. 77 Методических указаний для установления физического и морального износа и того, возможно ли восстановление объекта, будет ли оно эффективным и насколько целесообразно его дальнейшее использование, приказом руководителя организации создается комиссия, которая проводит оценку и составляет заключение, в котором излагает свои выводы, на основании которых руководитель предприятия издает приказ о ликвидации (демонтаже) основного средства.
После издания приказа составляется акт о списании основного средства по форме N ОС-4.
По результатам ликвидации (демонтажа) основных средств организация в бухгалтерском учете признает расходы в виде:
- стоимости работ по ликвидации основного средства, выполненных работниками или подрядными организациями;
- остаточной стоимости ликвидированного основного средства.
Помимо этого организация списывает сумму амортизации, начисленной по основному средству, а также принимает к учету МПЗ при ликвидации основного средства при их наличии (например, запчасти, металлолом, утиль, ветошь) исходя из сложившихся цен (то есть по цене возможного использования или продажи).
При ликвидации (демонтаже) оргтехники, квалифицированной как основное средство, организация на основании пп. 8 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 272 НК РФ вправе учесть в составе расходов:
- стоимость работ по ликвидации ОС, проведенных силами подрядчиков, на дату подписания акта о выполненных работах;
- остаточную стоимость основного средства на дату подписания руководителем акта о списании основного средства.
Восстанавливать НДС в данном случае нет необходимости, так как он был правомерно принят к вычету и "списание ОС" не перечислено в случаях, когда НДС восстанавливается (Письмо ФНС России от 16.04.2018 N СД-4-3/7167@).
Ликвидация (демонтаж) оргтехники как МПЗ производится на основании решения руководителя организации.
Поскольку в бухгалтерском учете расходы в виде себестоимости МПЗ учтены в момент принятия их к производству, при списании на расходы можно отнести только затраты на осуществление работ по ликвидации МПЗ, выполненных работниками или подрядными организациями.
При этом в рамках демонтажа возможно выявление МПЗ в виде запчастей, металлолома и так далее, которые учитываются в составе доходов исходя из сложившихся цен (то есть по цене возможного использования или продажи).
У организации при ликвидации оргтехники, признанной МПЗ, не возникает расходов в виде фактической себестоимости оргтехники, если такие затраты на дату ликвидации уже были признаны в составе материальных расходов в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
В свою очередь, в случае если организация приняла решение о равномерном признании расходов на приобретение оргтехники, квалифицированной МПЗ, и на дату ликвидации фактическая себестоимость налогоплательщиком в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ не распределена, на дату ликвидации такие затраты подлежат единовременному включению в состав расходов.
При этом налогоплательщик вправе дополнительно признать расходы на оплату сторонним организациям выполненных ими работ по демонтажу оргтехники на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
При этом необходимо учитывать, что оргтехника, квалифицированная в качестве МПЗ, является неамортизированным имуществом.
В связи с этим, по мнению контролирующих органов, МПЗ, которые будут выявлены в процессе ликвидации неамортизируемого имущества (например, запчасти, металлолом), должны включаться в состав внереализационных доходов на основании ст. 250 НК РФ, однако, поскольку учет в расходах стоимости указанных МПЗ (полученных в результате ликвидации (демонтажа) неамортизируемого имущества) НК РФ не предусмотрен, положения п. 2 ст. 254 НК РФ к названным МПЗ применены быть не могут (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 N А27-19836/2016, Письма Минфина России от 19.04.2010 N 03-03-06/1/277, от 06.04.2010 N 03-03-06/1/234, от 26.03.2010 N 03-03-06/1/199). В связи с этим контролирующие органы полагают, что налогоплательщик не вправе учесть в налоговых расходах стоимость полученных при ликвидации материалов.
В то же время существует судебная практика, согласно которой при разборке (демонтаже) имущества, не являющегося основным средством, полученные материалы не относятся к внереализационным доходам (Постановления ФАС Московского округа от 09.08.2011 N КА-А40/8328-11, от 13.04.2011 N КА-А40/1689-11). Однако необходимо учесть, что данные выводы сделаны судами на основании анализа только п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ, без оценки того, что сам перечень доходов, указанный в ст. 250 НК РФ, является открытым.
Таким образом, при выборе того, отражать или нет в составе доходов МПЗ, полученные в результате демонтажа (ликвидации) неамортизируемого имущества, необходимо производить с учетом риска получения возможных претензий со стороны контролирующих органов.
См. также: Как отражается реализация полностью самортизированного основного средства?
Подготовлено на основе материала
И.О. Горчилина,
советника государственной
гражданской службы РФ
2 класса
17.09.2018