Вопрос: В организации работают иностранные работники из Белоруссии и Украины. При принятии на работу организация поставила данных работников на миграционный учет по месту пребывания по своему юридическому адресу. Каким образом возможно обязать иностранных работников уведомлять работодателя о пересечениях границы? Есть ли необходимость повторно ставить на миграционный учет по месту пребывания иностранных работников, выезжавших в Белоруссию или Украину?
Ответ: Работодатель обязан повторно ставить на миграционный учет иностранных работников, выезжавших в Белоруссию и Украину.
В дополнительном соглашении к трудовому договору возможно включить положения о правах и обязанностях как работника, так и работодателя по соблюдению требований миграционного законодательства.
Обоснование: Работодатель, принимая на работу иностранных граждан, может выступать для них принимающей стороной, в связи с чем в соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) он должен поставить данных иностранных граждан на учет по месту пребывания, то есть по своему адресу в течение семи рабочих дней с даты заключения трудового договора.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 109-ФЗ предусмотрено, что иностранный гражданин снимается с миграционного учета по месту пребывания при выезде из Российской Федерации, в связи с чем данный иностранный гражданин подлежит вновь постановке на миграционный учет при прибытии к работодателю.
Данное правило применяется в том числе и в отношении граждан Армении, Казахстана и Киргизии с той лишь разницей, что для таких иностранцев установлены удлиненные сроки миграционного учета - их можно не ставить на учет в течение 30 суток со дня въезда в Россию (абз. 1 и 2 п. 6 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)).
Для граждан Украины и Белоруссии этот срок составляет 90 дней (ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины, заключенного в г. Москве 16.01.1997, ст. 3 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства").
Также данная норма относится к пересечению любых государственных границ Российской Федерации, в том числе границ с Украиной и Белоруссией.
В соответствии с пп. а п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ регистрация иностранных граждан осуществляется при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документа, удостоверяющего личность.
Миграционные карты гражданам Республики Беларусь, прибывающим в Российскую Федерацию, не выдаются.
По информации Пограничной службы ФСБ России пограничный контроль лиц и транспортных средств на российско-белорусской границе не осуществляется, отметки о пересечении указанного участка границы в документы, удостоверяющие личность, не проставляются. Но отсутствие миграционной карты или отметки в документе, удостоверяющем личность, о пересечении границы с Республикой Беларусь не освобождает работодателя от постановки на миграционный учет работника, пересекшего границу между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
При этом документом, подтверждающим дату въезда гражданина Республики Беларусь в Российскую Федерацию, может служить проездной документ (Письмо ФМС России от 21.01.2005 N МС-2/559).
Возможно в дополнительном соглашении к трудовому договору включить положения о правах и обязанностях как работника, так и работодателя по соблюдению требований миграционного законодательства.
Но необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ к обязательным условиям для включения в трудовой договор могут относиться другие условия лишь в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В связи с тем что обязанности по соблюдению учета иностранных граждан по месту пребывания относятся к сфере миграционного законодательства, данная оговорка ст. 57 ТК РФ не дает возможности отнести эти обязанности к обязательным условиям трудового договора с иностранным работником, в связи с чем работник вправе отказаться от подписания подобных условий дополнительного соглашения к трудовому договору.
Ю.М.Костюченко
Первый Дом Консалтинга "Что делать Консалт"
Региональный информационный центр
17.06.2016