Вопрос: Будет ли протокол допроса свидетеля, составленный до начала проведения налоговой проверки, являться надлежащим доказательством в соответствии с п. 4 ст. 101 НК РФ? Правомерно ли составлять протокол допроса свидетеля (работника организации) вне рамок проведения налогового контроля в отношении организации-работодателя?
Ответ: Протокол допроса свидетеля (работника организации), составленный до начала проведения налоговой проверки организации-работодателя, будет являться надлежащим доказательством применительно к текущей налоговой проверке при условии, что свидетель (работник организации) допрашивался с соблюдением требований Налогового кодекса РФ и в протоколе его допроса содержится информация, относящаяся к фактическим обстоятельствам, установленным в ходе текущей налоговой проверки. При этом допрос свидетеля может рассматриваться как самостоятельная форма налогового контроля.
Обоснование: В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
Пунктом 1 ст. 90 НК РФ определено, что в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Статья 90 НК РФ не содержит ограничений на проведение допроса свидетеля вне рамок проведения камеральной и выездной проверок. Одновременно необходимо учитывать, что налоговый орган, руководствуясь нормой абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать также документы, полученные в установленном НК РФ порядке до момента начала соответствующей налоговой проверки (см. абз. 4 п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Следовательно, по нашему мнению, составление протокола допроса свидетеля (работника организации) до начала проведения налоговой проверки организации-работодателя является правомерным. При этом допрос свидетеля может рассматриваться как самостоятельная форма налогового контроля (см. также Письмо ФНС России от 23.04.2014 N ЕД-4-2/7970@, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 N 04АП-459/2016 по делу N А19-17404/2015).
При этом по смыслу п. 9 ст. 89 НК РФ в период приостановления выездной налоговой проверки не допускаются также получение объяснений налогоплательщика и допрос его работников на территории данного налогоплательщика. В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ N 57).
Таким образом, протокол допроса свидетеля (работника организации), составленный до начала проведения налоговой проверки организации-работодателя, будет являться надлежащим доказательством применительно к текущей налоговой проверке при условии, что свидетель (работник организации) допрашивался с соблюдением требований НК РФ и в протоколе его допроса содержится информация, относящаяся к фактическим обстоятельствам, установленным в ходе текущей налоговой проверки.
А.Ю.Васильев
Советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
23.06.2016